Путем всея земли (Китежанка)
Ахматова считала "Путем всея земли"
своим самым авангардистским произведением. В отличие от «Поэмы без
героя», где исследуется судьба поэта в "Настоящем Двадцатом
Веке", в поэме "Путем всея земли" она обращается
к собственной судьбе - поэта и человека - и ищет смысл бытия.
Как гласит легенда, град Китеж был спасен молитвой от нашествия
татар. По одной версии, он был вознесен на небеса и отразился в
озере, куда низверглись его враги; по другой, как и многие воспетые
в легендах города, его поглотило озеро, в ясных водах которого и
по сей день можно разглядеть его башни.
Поэтесса сравнивает себя с китежанкой, которая спешит домой. Ее
влекут звуки, которых не услышишь в этой жизни:
Но хриплой шарманки
Не слушаю стон.
Не тот китежанке
Послышался звон.
Поэтесса стремится домой, но это произведение
– не о бегстве от жизни. Оно о глубинной вере в то, что поэтесса
послана на землю Богом со своим предназначением и когда-нибудь вернется
обратно к Нему, пройдет сквозь время туда, где времени не будет:
Прямо под ноги пулям,
Расталкивая года,
По январям и июлям
Я проберусь туда...
Никто не увидит ранку,
Крик не услышит мой,
Меня, китежанку,
Позвали домой.
Второй эпиграф к поэме взят из Откровения и также гласит: "И
Ангел поклялся живущим, что времени больше не будет".
«Путем всея земли» - также и произведение об эпохе, в которой довелось
жить Ахматовой. Поэт смотрит "из года сорокового" и видит
все свое "время", а не страдания отдельных людей - эпоху,
в которую она родилась и которая вобрала в себя русско-японскую
войну, первую мировую войну, революцию, гражданскую войну и начавшуюся
войну в Европе, чреватую новыми испытаниями для ее страны. Героиня
напугана и одинока, ей нужно кому-то здесь руку пожать". И
Муза, пророчествуя, смеется над ее клятвой. Ей предстоит не только
преодолеть траншеи многих войн, но и пройти по своему распятому
городу, где "знакомые зданья из смерти глядят". Однако
Ахматова готова к этому, ведь в конце пути ее ожидает награда –
возвращение домой.
|