Лирика
30-40 года ХХ века – переходный этап в творчестве
Анны Ахматовой. Первый период – 1910-1930 годы – подходит к концу.
Ахматова отходит от прежде столь характерной для нее предметности,
от слова, не перестроенного метафорой, однако все еще продолжает
традиции Пушкина: вещь в стихе остается вещью, конкретностью, получая
в то же время обобщенный смысл.
Во втором периоде творчества, охватывающем 1940-1960 годы, стих
Ахматовой эволюционирует. Все больше появляется переносных значений,
слово подчеркнуто символично. В них впервые раскрывается неповторимое
ахматовское видение мира с его всеобъемлющей точностью – предметной,
психологической, даже точностью отвлеченных понятий.
Помимо этого, в 30-40 годы в творчестве Ахматовой усиливается роль
исторических параллелей и образов, связанных с историей. Поэтесса
рассматривает историю как состояние «перетекания» настоящего в прошлое.
Это придавало ее стихам ни с чем не сравнимый внутренний драматизм
и трагическую напряженность («Северные элегии»).
Позднее стихи времен репрессий были объединены
в сборники «Тростник» и «Седьмая книга». Среди них было много посвящений
и воспоминаний о прошлом. Так, например, стихотворение «Заклинание»
по содержанию перекликается со стихотворением Николая Гумилева,
в котором он сравнивал свою жену с колдуньей («Из логова змиева»).
Заклинание
Из тюремных ворот,
Из заохтенских болот,
Путем нехоженым,
Лугом некошеным,
Сквозь ночной кордон,
Под пасхальный звон,
Незваный,
Несуженый, –
Приди ко мне ужинать.
Действительно, словно ведьма, призывает Ахматова
«незваного, несуженого» придти к ней. Впрочем, надежды на его возвращения
быть не может, и тем безнадежнее и зловещее звучат строки «Заклинания».
Еще одним частым адресатом стихотворений Ахматовой был Осип Мандельштам.
Она дружила с семьей Мандельштамов, приезжала к сосланному в Воронеж
другу. Посвященное ему стихотворение она так и назвала «Воронеж».
Большая часть его посвящена описанию города, и лишь под конец поэтесса,
словно невзначай, упоминает «опального поэта». Здесь, как и в стихотворении
«Муза», заходит речь о творчестве – здесь оно идет рука об руку
со страхом. Однако поэзия не приносит утешения или избавления. Напротив,
она, возможно, еще и усугубляет тревожное состояние опального поэта.
Воронеж
О. М<андельштаму>
И город весь стоит оледенелый.
Как под стеклом деревья, стены, снег.
По хрусталям я прохожу несмело.
Узорных санок так неверен бег.
А над Петром воронежским – вороны,
Да тополя, и свод светло-зеленый,
Размытый, мутный, в солнечной пыли,
И Куликовской битвой веют склоны
Могучей, победительной земли.
И тополя, как сдвинутые чаши,
Над нами сразу зазвенят сильней,
Как будто пьют за ликованье наше
На брачном пире тысячи гостей.
А в комнате опального поэта
Дежурят страх и муза в свой черед.
И ночь идет,
Которая не ведает рассвета.
Писала Ахматова и о муже Н. Пунине. Сложные взаимоотношения
с ним дали почву для многих стихотворений, в том числе и «От тебя
я сердце скрыла…». В нем она описывает тяжелую совместную жизнь,
ведь возможности уехать у Ахматовой в то время не было: «Прирученной
и бескрылой я в дому твоем живу…».
Другое полное горечи стихотворение еще яснее описывает взаимоотношения,
которые Ахматова описывает как «одиночество вдвоем». В нем поэтесса
открыто говорит о всех своих несчастьях и душевных муках:
Я пью за разоренный дом,
За злую жизнь мою,
За одиночество вдвоем,
И за тебя я пью, -
За ложь меня предавших губ,
За мертвый холод глаз,
За то, что мир жесток и груб,
За то, что Бог не спас.
Одним из важнейших лирических произведений Ахматовой
тех лет является стихотворение «Муза». Участь всякого поэта трагична,
но, несмотря на это, он вынужден подчиняться музе и творить. Также
и Ахматова не может противостоять необходимости писать. «Пред милой
гостьей с дудочкой в руке» становится неважным все остальное, и
поэт вынужден жертвовать всем, что ему дорого, ради творчества.
Муза
Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: "Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?" Отвечает: "Я".
1924
Казанская, 2
Сама поэтесса так писала о себе и о творчестве
во времена сталинских репрессий:
«Я – поэт 1940-го года».
«С 1935 г. я снова начинаю писать, но почерк у меня изменился, но
голос уже звучит по-другому… Возврата к прежней манере не может
быть… 1940 – апогей. Стихи звучали непрерывно, наступая на пятки…»
|