Вступление
Празднование в 1937 году юбилея гибели А.С.Пушкина
было своеобразной "дымовой завесой", отвлекающей советский
народ от реальной действительности репрессий и "громких процессов"
конца 30-х годов над врагами народа.
Сам праздник в целом имел огромное влияние на страну. Во всех учреждениях:
школах, заводах, колхозах, армии с большим энтузиазмом было изучено
огромное количество произведений Пушкина.
Несмотря на то, что празднование, безусловно, оказало большое влияние
на культурную жизнь страны, негативных аспектов было куда больше
и они были более значимыми и в идейном отношении знаковыми: в частности,
празднование юбилея гибели поэта ("большие поминки") совпало
с празднованием 20-й годовщины Октябрьской революции и советскому
руководству нужно было сделать из Пушкина:
а) революционера - борца за свободу и народное счастье (здесь сказался
классовый подход к изучению творчества);
б) жертву царского режима, который большевики сокрушили.
Нами была сделана попытка увидеть и разграничить позитивное и негативное
влияние празднования юбилея на развитие культуры, а также осмыслить
место этого события в жизни нашей страны.
Так, безусловно позитивным было:
1) введение произведений Пушкина в школьные программы в большем
объеме;
2) издание произведений Пушкина гигантскими тиражами, что для провинции
имело огромное значение;
3) выход академического собрания сочинений поэта;
4) опубликование серьезных и глубоких литературоведческих трудов
Тынянова, Томашевского, Эйхенбаума;
5) открытие литературных музеев (Михайловское, Тригорское, Болдино,
Дом на Мойке 12, музей Пушкина в Москве).
Негативная сторона проявилась в следующих аспектах:
Идея "дымовой завесы", повлекшая за собой ряд негативных
последствий, оказала судьбоносное влияние на последующее развитие
русской советской культуры. Произошло упрощение и как следствие
примитивизация и опошление творчества и образа Пушкина, которые
проявились в том, что:
а) классовый подход послужил причиной создания образа Пушкина -
жертвы царизма;
б) появился образ "лубочного" и "хрестоматийно-глянцевого"
Пушкина
в) включение в школьные программы строго ограниченного перечня текстов
поэта, а также навязывание для театральных постановок определенных
произведений привели к искажению представления о творчестве Пушкина.
И как следствие глубина и философичность настоящего Пушкина были
скрыты от последующих поколений.
Замечание Сталина о том, что комментарии по объему превышают количество
текстов Пушкина, привело к тому, что Ю. Оксман, главный редактор
академического собрания сочинений, был репрессирован, а пушкинисты
обвинены в том, что под маркой издания Пушкина они на самом деле
издают свои труды. Это стало причиной того, что издание оказалось
неполным.
К сожалению, культурный багаж людей, которых заставляли читать Пушкина,
был недостаточным для осмысленного и глубокого прочтения произведений
поэта.
Таким образом, можно сказать, что само празднование юбилея гибели,
на первый взгляд, выглядит бредом, тогда как по прошествии многих
лет оно понимается как хорошо спланированная, осознанная идеологическая
кампания, имеющая политическую подоплеку: Пушкин - жертва заговора
врагов, что идеально совпадало с общей атмосферой 30-х годов (враг
не дремлет). В кампанию удалось вовлечь весь народ, т.к. идея была
благородна, центральной фигурой была выбрана действительно гениальная
личность, что и ввело в заблуждение творческую интеллигенцию. Вся
страна читала Пушкина, готовила поздравления, спектакли, сценки,
организовывала празднества к юбилею.
Одной из причин массового энтузиазма был страх остаться в стороне
от общего дела и быть к нему непричастным.
Был создан миф о Пушкине, который внедрялся в массовое сознание
в течение нескольких поколений, он не переосмыслялся глубоко в обществе,
за исключением узкого круга литературоведов. Отголоски примитивного
подхода к творчеству Пушкина наблюдаются в современной массовой
культуре (например, фильм Н.Бондарчук "Последний год жизни
Пушкина").
Пушкиным "перекормили" народ, что имело серьезные последствия
для культуры страны: навязанная хрестоматийность образа поэта стала
одной из причин отторжения его творчества массовым читателем.
На примере организованного всенародного
празднования юбилея гибели Пушкина видно, что факты политической
жизни имеют серьезные отдаленные последствия в истории, которые
осмысливаются постепенно, иногда на протяжении жизни нескольких
поколений.
|