Главная Личные истории Пушкин -37 год Судьбы известных людей Использованные материалы
Театр и музыка

Почти все театры Москвы и Ленинграда работали над пушкинскими постановками. Но к юбилейным дням большинство спектаклей еще не было осуществлено.

Три театра вступают в соревнование друг с другом постановкой „Бориса Годунова“: Московский Художественный театр им. Горького, Государственный академический малый театр и Театр им. Вс. Мейерхольда.

Малый театр отмечает пушкинский юбилей постановкой двух спектаклей. На основной сцене - „Борис Годунов“, в филиале — „Скупой Рыцарь“, „Каменный Гость“ и „Моцарт и Сальери“. Роль барона в „Скупом Рыцаре“ играет засл. арт. А. А. Остужев.

В Большом театре СССР поставлена опера Глинки „Руслан и Людмила“. Музыкальный руководитель Самосуд, режиссер Захаров, худ. Ходасевич.

В филиале Большого театра возобновлена „Русалка“ в новой постановке лен. режиссера В. Р. Раппопорта. Декорации по эскизам худ. Ф. Федоровского.

Камерный театр отмечает юбилей постановкой „Евгения Онегина“. Текст спектакля обработан С. Д. Кржижановским, музыка С. Прокофьева, художник спектакля — А. Осьмеркин.

К пушкинским дням Центральный детский театр имел в своем репертуаре две постановки: „Сказку о царе Салтане“ и „Сказку о рыбаке и рыбке“.

Государственный центральный театр Юного Зрителя готовит два произведения Пушкина: „Скупой Рыцарь“ и „Русалка“. Обе вещи будут объединены в один спектакль. Ставит спектакль В. Колесаев, художник — И. Федотов, композитор — И. Ковнер.

Первый пушкинский юбилейный спектакль выпущен молодым ленинградским театром, руководимым С. Э. Радловым („Моцарт и Сальери“, „Каменный Гость“, „Пир во время чумы“). В остальных театрах Ленинграда в дни юбилея были проведены пушкинские концерты.

Ленинградский Малый оперный театр осуществил постановку оперы „Евгений Онегин“ (режиссер Смолич, декоративное оформление художника Волкова).

Большой Драматический театр в Ленинграде подготовил пушкинский спектакль, состоящий из пьес „Моцарт и Сальери“, „Русалка“,

„Сцены из рыцарских времен“. Постановка А. Дикого и С. Марголина. Оформление А. Осьмеркина. Композитор — Милнер. В главных ролях: засл. арт. О. Казико — дочь мельника, арт. Янцат — Моцарт, засл. деят. иск. Сафронов — Сальери, артист Рябинкин — Франц.

В театрах Украины ставятся лучшие вещи, написанные на пушкинские сюжеты, и драматические произведения самого Пушкина. В Киевском ордена Ленина театре оперы и балета идут „Евгений Онегин“, „Пиковая Дама“, „Алеко“, „Мазепа“. В украинских драматических театрах — Киевском им. Франко, Сталинском, Днепропетровском, Одесском — впервые ставится заново переведенный на украинский язык „Борис Годунов“.

В русских театрах на Украине будут поставлены „Моцарт и Сальери“, „Каменный Гость“, „Скупой Рыцарь“, „Пир во время чумы“. В Одесском и Харьковском детских театрах ставится „Сказка о царе Салтане“.

Все колхозные театры Киевской области также включились в подготовку к юбилею.

Великолуцкий окружной совхозно-колхозный театр Калининской области в пушкинские дни показал пять картин из „Бориса Годунова“,

Грузинский театр юных зрителей готовит „Капитанскую Дочку“.

Пермский городской театр оперы и балета провел пушкинскую декаду. В течение этой декады театр поставил оперы „Пиковая Дама“, „Борис Годунов“, „Русалка“, „Дубровский“, „Евгений Онегин“. Кроме этого театр составил большую концертную программу из музыкальных произведений на тексты Пушкина. Пушкинские спектакли сопровождаются лекциями о Пушкине и его произведениях.

Донецкий театр оперы и балета подготовил к юбилейным дням оперу „Евгений Онегин“. Для постановки оперы были приглашены режиссер Винницкого театра оперы и балета заслуженный артист республики Корчальский и художник Киевского оперного театра орденоносец Курочка-Армашевский.

Кировский краевой драматический театр поставил спектакль „Дубровский“. Пьеса „Дубровский“ написана Гроссманом по повести Пушкина. Пьесу ставит режиссер Донатов.

Коллектив Казанского Большого Драматического театра подготовил постановку пьесы Андрея Глобы „Пушкин“. Постановщик-режиссер — Треплев.

Елецкий кукольный театр поставил к пушкинскому юбилею „Сказку о царе Салтане“ и „Золотого петушка“.

Астраханский театр юного зрителя готовит ряд инсценировок из произведений поэта. Кроме того, ТЮЗ проводит ряд вечеров, посвященных творчеству Пушкина.

В Самарском городском театре поставлен балет „Бахчисарайский Фонтан“ (композитор Б. Асафьев). Готовили спектакль балетмейстер А. Р. Томский и дирижер Н. А. Шкаровский.

Новосибирский театр „Красный факел“ поставил трегедию Пушкина „Борис Годунов“. ~ Театры советской Белоруссии подготовили ряд постановок, посвященных столетию со дня смерти Пушкина. 1-й Белорусский государственный театр поставил „Капитанскую Дочку“. Эту вещь для театра переработал драматург Романович. Еврейский государственный театр закончил работу над постановками „Моцарта и Сальери“ и „Пира во время чумы“. Оперу „Мазепа“ показал белорусскому зрителю театр оперы и балета.

Режиссер Донецкого греческого театра т. Теленчи перевел на греческий язык „Моцарта и Сальери“.

„Моцарт и Сальери“ был показан в исполнении греческого театра в юбилейные дни. Кроме того, перевод будет издан греческим издательством в Мариуполе.

*

Количество пушкинских концертов и программ огромно. Возможно указать и в этой области лишь на явления, уже ставшие широко известными.

В. Н. Яхонтов закончил ряд пушкинских композиций. Первая из них — „Евгений Онегин“ — с большим успехом уже была показана артистом в Ленинграде.

В. Н. Яхонтов подготовил к юбилею также композицию „Лицей“, состоящую на трех частей. В первой части исполняются лицейские стихи Пушкина, во второй части — воспоминания Пушкина и о Пушкине, отрывки из „Путешествия в Арзрум“. Третья часть композиции посвящена стихам Пушкина, написанным к лицейским годовщинам, „Посланию в Сибирь“, десятой главе „Евгения Онегина“ и ответному стихотворению Одоевского на „Послание в Сибирь“.

Режиссерская работа над текстом — Е. Е. Поповой.

Чтец Антон Шварц к юбилею подготовил цикл стихотворений Пушкина. В юбилейные дни с чтением пушкинских произведений на концертах и по радио выступали такие мастера, как народные артисты Союза ССР В. И. Качалов, И. А. Москвин и другие артисты МХАТ.

Пушкинские циклы радио-передач были организованы в Москве, Ленинграде, Тбилиси, Киеве, Перми, Петрозаводске, Ереване, Саратове, Армавире, Новороссийске, Ашхабаде и т. д. В каждой национальной республике передачи производились на родном языке.

Многие радиокомитеты организовали конкурсы на лучшую программу пушкинской передачи, на лучшего чтеца пушкинских произведений. Конкурсы чтецов - школьников произведены Дальневосточным, Северокавказским, Азово-Черноморским и другими радиокомитетами.

Выпускается также альбом двусторонних пластинок большого формата (до 20 названий), представляющих собой записи наиболее популярных отрывков из оперы „Евгений Онегин“.

Ряд пушкинских произведений записан на пленку фабрикой звукозаписи Всесоюзного радиокомитета (опера „Евгений Онегин“ в исполнении артистов Большого театра Союза ССР, „Каменный Гость“ в исполнении артистов театра Мейерхольда, и др.).

Многие композиторы работают над музыкой к пушкинским спектаклям. Так, С. С. Прокофьев пишет музыку к драматическому спектаклю „Евгений Онегин“ для Камерного театра, С. И. Василенко написал музыку к спектаклю в Малом театре „Борис Годунов“. В. Шехтер закончил симфоническую поэму „Анджело“ и написал цикл романсов на слова Пушкина („Вянет, вянет лето красное...“, „Бледнеет ли день“, „Послание в Сибирь“, „К Чаадаеву“ и др.).

М. Коваль закончил композицию „Пушкиниана“, состоящую из 10 песен и отрывков из дневников и писем поэта, которые должны исполняться чтецом.

Композитор Гладковский пишет симфонию „Пушкин“. Большую симфоническую поэму „Медный Всадник“ для оркестра и хора закончил композитор А. А. Михайлов. Композитор Стрельников работает над музыкой новой оперы на текст повести Пушкина „Граф Нулин“.

Романсы на стихотворения Пушкина написали ленинградские композиторы Свиридов, Кочуров, Соловьев-Седой, Фарди, Майзель, Б. А. Арапов, Г. М. Римский-Корсаков. Композитор

В Армении герой труда, заслуженный композитор Азат Манукян приготовил музыкальный монтаж на тему „Сказка о рыбаке и рыбке“. Кроме того, он составляет сборник песен русских композиторов на пушкинские тексты (в переводах на армянский язык).

Композиторы БССР к юбилею пишут музыку на произведения поэта. Композитор Цикоцкий написал музыку для голоса с оркестром на монолог из „Скупого рыцаря“. Большую музыкальную поэму для голоса с оркестром на произведение Пушкина „Казак“ написал композитор Золотарев.

Переводятся на музыку лирические стихотворения поэта. Романсы написаны Щегловым, Цикоцким, Золотаревым, Самохиным и др. Композиторы БССР пишут музыку главным образом на тексты Пушкина, которые еще не перекладывались на музыку, как „Зимняя дорога“, „Анакреон“, „Посвящение к «Бахчисарайскому Фонтану»“ и др.

В связи с пушкинским юбилеем харьковские композиторы готовят музыкальные произведения на пушкинские тексты. Композитор Нахабин написал романс для голоса с фортепьяно на текст бессмертного стихотворения Пушкина „Няня“. Композитор Кожевников написал романс на текст „Арион“, Дашевский готовит музыку к стихотворению „Редеет облаков летучая гряда“. Лазаренко написал романс „Туча“, а композитор Берндт — музыку к стихотворению „Буря“. Композиторы Штатаренко и Заграничный работают над хоровыми произведениями „В Сибирь“ и „Зимний вечер“. Костенко пишет романсы на тексты „Песня Стеньки Разина“ и „Погасло дневное светило“. В. Косенко обработал „Шотландскую песню“, „Послание в Сибирь“, „Я вас люблю“, „Редеет облаков летучая гряда“, „Цветок засохший, безуханный“. Б. Лятошинский положил на музыку „Три ключа“, „На холмах Грузии“, „Мне бой знаком“, „На берегу, где дремлет лес священный“. М. Гозендуд — „Дон“, „Что в имени тебе моем“, „Друзьям“, „Зимнее утро“, „Пора, мой друг, пора“, „Буря“. Киевский композитор Белза пишет музыку к стихотворению „Анчар“.

Композиторский факультет Московской консерватории провел соревнование на лучшую музыку на тексты Пушкина, переведенные на 13 национальных языков — по числу национальностей студентов консерватории.