Время

   Размышляя о включении учеников с особыми потребностями в свой класс, многие учителя задумываются над тем, сколько дополнительного времени может потребовать это начинание. Мой опыт подсказывает, что есть два основных вопроса, касающиеся распределения времени, которые стоит себе задать.

  1. Как удовлетворить потребности конкретного ученика, будучи при этом справедливым по отношению к другим?

  2. Как выделить время на составление плана, на встречи с другими специалистами и родителями для продвижения программы?

   К этим вопросам стоит отнестись серьезно. Вам нужно как следует подумать над ними и над тем, как вы будете справляться с проблемой времени. К счастью, к вашим услугам есть опыт других педагогов.

КАК УДОВЛЕТВОРИТЬ ПОТРЕБНОСТИ КОНКРЕТНОГО УЧЕНИКА, БУДУЧИ ПРИ ЭТОМ СПРАВЕДЛИВЫМ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ?

 

Мой ответ таков:

  1. вам следует твердо проводить в жизнь неприятные решения и

  2. вы должны хорошо представлять себе способности и потребности ученика.

Эти два пункта тесно переплетаются.

   Преподаватели - это люди, которые удовлетворяют потребности учеников. Если они видят, что ребенок жаждет учиться, они с готовностью ему помогают. Если потребность очень велика, они уверены, что должны сделать для ребенка как можно больше. Многим кажется, что им следует так помогать ученику, чтобы он стал успевать лучше, чем раньше и даже догнал товарищей по классу как в освоении школьных предметов, так и в развитии социальных навыков. Очень часто такое желание выливается в слишком интенсивную помощь ребенку, оказывая которую, педагог тратит на него гораздо больше времени, чем на остальных учеников. ЭТО ОШИБКА!

   Чувствовать, что потребности ученика очень серьезны, и желать удовлетворить их - не ошибка. Ошибочно полагать, что на одного ученика следует постоянно тратить больше времени, чем на всех остальных. Поскольку, будучи учителем, вы должны быть справедливыми по отношению ко всем, вам придется принять довольно безжалостное решение: не тратить на «особого» ребенка больше времени, чем на других. Но справедливо ли это по отношению к особому ученику, включенному в обычный класс?

   Да, справедливо, если вы сумеете все хорошо продумать и разработать определенные подходы, чтобы справиться с такой непростой ситуацией.

   Во-первых, поймите, вы не можете тратить свое время на учеников непропорционально. Это будет нечестно по отношению к «обычным» учащимся и разочарует всех. Из этого и нужно исходить.

   Во-вторых, подумайте, что вы знаете о том, как усваиваются знания и умения. Вы помните, что избавить ученика от его проблем вы не в состоянии. Нарушения развития не поддаются лечению, да и вы не врач. Вы можете помочь ребенку получить какие-то знания и приобрести какие-то навыки, но избавить его от проблем в большинстве случаев вы не в состоянии.

   Поможете ли вы ребенку лучше научиться чему-нибудь, если все-таки станете посвящать ему больше времени, чем остальным, в ущерб последним? Это очень сомнительно. Все мы учимся в соответствии со своей способностью учиться и с той скоростью, которая нам подходит. Мы знаем, что детям с особыми потребностями труднее учиться, чем другим, по той или иной причине. Почему же тогда мы полагаем, что нам следует требовать от них большей отдачи при обучении их в более прямом режиме, чем от любого другого учащегося, и думаем, что таким образом они смогут многое освоить быстрее? Таких детей необходимо учить, двигаясь в том темпе, в котором они способны воспринять, запомнить новую информацию и продемонстрировать вам, что они научились тому, что вы им объясняли. Вы не в состоянии заставить учеников научиться большему, чем то, на что они способны. Просмотрите еще раз раздел, посвященный Выготскому и его «зоне ближайшего развития». Переход от того, что мы знаем, к тому, что не знаем, должен быть постепенным, и темп этого движения должен согласовываться с индивидуальными возможностями ученика. Будет лучше, если вы решите, сколько времени вы можете потратить на своих учеников и распределите его равномерно. Конечно, день на день не приходится, но в целом к этому следует стремиться. Такое предложение может показаться безжалостным, но оно справедливо, и этот подход действительно эффективен для всех, на кого он распространяется.

   Если в вашем классе есть ученик, на которого необходимо тратить больше времени, чем вы можете, вам следует воспользоваться помощью ассистента, методиста, волонтера или одноклассника. Это не значит, что вы должны взвалить на них ответственность за планирование занятий и обучение этого ребенка. Эта ответственность лежит на вас, хотя вы и можете разделить ее с кем-то еще. Я хочу сказать, что вам следует принимать логичные решения и действовать в соответствии с ними.

   Продумайте все как следует. Воспользуйтесь своими знаниями о развитии психических функций.

   Будьте тверды в том, что нужно быть справедливым ко всем.

КАК ВЫДЕЛИТЬ ВРЕМЯ НА СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА И ВСТРЕЧИ С ДРУГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ И РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ?

   Для многих учащихся с особыми потребностями законодательство и/или опыт работы с такими детьми на местах требуют составления индивидуальной программы обучения. Это означает, что вначале вам придется потратить определенное время на разработку программы, а затем проводить ее в жизнь и обновлять по мере продвижения вперед. Поскольку в условиях интеграции необходимо составлять программу в сотрудничестве с другими людьми, вам придется делать это, находясь в школе. Где же взять на это время в течение рабочего дня, при условии, что нужно еще и отдыхать, и выполнять другие обязанности?

   Мой опыт показывает, что такая проблема возникает из-за того, что, как правило, в школах плохо организовано время учителей. Для согласования действий с коллегами, родителями и другими людьми выделяются исключительно промежутки перед уроками, во время завтрака и после уроков. В последнее время в школах появилась тенденция организовывать собрания, на которых программу составляют педагоги, работающие в одной параллели, однако время для составления программы для отдельных учеников пока не выделяется. Хотя такое время должно быть обязательно. Если его не будет, у учителя не останется времени отдохнуть, поработать с другими, и в результате программа будет разработана не так хорошо, как могла бы и должна была бы.

   К решению этой проблемы нужно подойти творчески и найти компромисс. Я употребляю здесь слово «творчески», потому что считаю, что мы должны придумать, как разрабатывать программу в течение рабочего дня, причем не только в традиционно использующиеся для этого три промежутка времени.

   Я убедился в том, что хороший результат дают следующие подходы:

  • Вместо того чтобы брать на себя главную роль в разработке и проведении в жизнь индивидуальной программы обучения, я посоветовал бы вам разделить эту ответственность с методистом. Как правило, у них довольно гибкое расписание, они много знают об особых потребностях и готовы вам помочь.

  • Договоритесь с каким-нибудь коллегой, что в конкретные дни вы будете подменять друг друга и вести два урока вместо одного своего, чтобы у вас обоих регулярно освобождалось время для разработки программы.

  • Договоритесь с директором или завучем, чтобы в определенные дни они на короткое время заменяли вас. Хотите верьте , хотите - нет, но они тоже учителя, и время от времени им нужно практиковаться.

  • Договоритесь с директором и администрацией, что раз в месяц или чаще в конкретно назначенное время вас будет заменять на уроках запасной учитель.

  • Воспользуйтесь временем, когда ваш класс будет заниматься с другим преподавателем (например, физикой или рисованием и т.д.).

 

 

Об обнаруженных ошибках Вы можете сообщить администратору

Copyright © 2010 Гимназия №1540