Опыт включения детей с особыми потребностями в учебную деятельность информационно-технологической школы.

Использование компьютера в учебной деятельности.

   Специфика школы такова, что разные формы взаимодействия ребенка с компьютером пронизывают всю его школьную жизнь. На схеме представлено взаимодействие с компьютером на уроках информатики и технологии и в проектной деятельности, однако следует отметить, что поиск информации в интернете и ее последующий анализ используется при изучении практически всех школьных предметов.

   Дальше будет показано, как именно во всю эту учебную деятельность может быть включена работа с особыми детьми, на что именно при этой работе можно опираться.

Показания к использованию компьютера для аутичных детей, детей с ДЦП и другими неврологическими проблемами:

  • алгоритмический склад ума дает основания для успешного освоения компьютера, аутисты склонны в жизни действовать по четким алгоритмам, в изучении программирования они опережают своих одноклассников;

  • компьютер становится «костылем», облегчающим взаимодействие с миром. У детей с ДЦП и аутистов существуют большие проблемы с почерком, если они вообще могут писать, возможность сдавать письменные и контрольные работы, выполненные на компьютере, существенно облегчает школьную жизнь ребенка;

  • в перспективе компьютер может дать в руки проблемному ребенку профессию. Для детей с высоким интеллектом и ограниченными возможностями передвижения (ДЦП) или с проблемами общения (аутисты) в наше время возник уникальный шанс, которого не было раньше, выполнять дома высококвалифицированную и высокооплачиваемую работу и передавать ее работодателю по электронной почте или интернету и чувствовать себя не инвалидом, а таким же человеком, как все. Только школа с компьютерным уклоном может заложить для них основы будущей реализации в жизни;

Уроки программирования. Использование на уроке способностей аутистов.

  • опыт успешности. Часто в силу особенностей таких детей информатика является единственным или одним из немногих предметов, где они реально успешны. Очень важно публично фиксировать этот опыт успешности, чтобы и класс, и сами эти дети понимали, что есть урок, где они заслуженно чувствуют себя уважаемыми людьми;

  • использование особых детей в качестве экспертов, помощников учителя. В отношении к аутистам или детям с ДЦП всегда есть отчуждение со стороны одноклассников, поэтому надо специально создавать ситуации, когда другие дети вынуждены обращаться к ним за помощью, это обращение за помощью нужно поощрять. Аутичных детей нужно учить эту помощь оказывать. Все это не происходит само, эта деятельность требует от учителя специальных усилий, но приводит к желаемым результатам.

Уроки информационных технологий. Дизайн. Обработка изображений. Видеомонтаж.

Так же как и программирование все эти формы работы с компьютером при гибком нетрадиционном подходе учителя создают возможность для ребенка свою одаренность, необычность, нестандартность направить в творческое русло, проявить себя перед одноклассниками с неожиданной стороны и получить основы возможной будущей профессии.

Дополнительные возможности, предоставляемые школой, и их использование в работе с особыми детьми.

  • участие в общешкольных проектах;

  • участие в межпредметных проектах;

  • факультативная работа с Лего-Лого, Роболабом, различными Лого-средами

Участие в общешкольном проекте:

  • довольно часто такие дети предлагают оригинальные, нестандартные решения. Возможность для них сделать часть общего дела, а потом выступить на общешкольной конференции позволяет такому ребенку почувствовать себя полноценным членом ученического сообщества;

  • выступление такого ребенка на общешкольной конференции дает возможность другим учителям, отношения с которыми не сложились, увидеть его с другой, неожиданной для них стороны;

  • аутичные дети часто хорошо делают сайты, их все начинают приглашать в свои бригады, т.к. своя страничка - обязательная часть общешкольного проекта;

Участие в межпредметном проекте

   Межпредметный проект дает возможность каждому ребенку принять участие в общем деле в той форме, которая ему доступна, соответственно особый ребенок получает возможность участвовать одной страничкой или рисунком в книге, календаре, газете, поскольку нет строгих требований к результату, поощряется любое творческое самовыражение.

Факультативная и внеклассная работа

  • позволяет учителю подбирать детям индивидуальные задания разной степени сложности;

  • стимулирует детей к совместной работе в бригадах по 2-3 человека, что особенно ценно для детей с проблемами в общении;

  • помогает установлению межличностных контактов, т.к. такие дети оказываются очень хорошими специалистами в какой-то узкой области, остальные вынуждены к ним обращаться;

  • позволяет “сложным” детям в творческой и непринужденной обстановке среды LEGO-LOGO реализовать свой потенциал быстрее и легче, чем во время привычного стандартно построенного урока информатики или технологии, вынужденно ограниченного временными и методическими рамками.

   Таким образом, весь накопленный школой на протяжении ее существования опыт позволяет сделать вывод о том, что использование компьютера в учебном процессе

  • …позволяет особому ребенку почувствовать уверенность в себе, что, в свою очередь;

  • …помогает адаптации ребенка в школе;

  • …способствует общей социализации ребенка;

  • …дает ребенку начальные навыки возможной будущей профессии.

 

 

Об обнаруженных ошибках Вы можете сообщить администратору

Copyright © 2010 Гимназия №1540