Программа доступная всем
Каждый учитель знает, что такое «программа» в обычном понимании этого слова.
Это программа изучения различных школьных дисциплин, горая составляется
школой или вышестоящими организациями.
-
это может быть, скажем, программа по математике
на один год (например, программа по математике для четвертого класса);
-
это также может быть курс математики,
который изучается в течение нескольких лет, с постоянно
возрастающим уровнем сложности (например, курс математики для начальной школы).
Программу изучения любого предмета в интегративных классах
предпочтительно рассматривать с точки зрения непрерывного процесса обучения.
|
Такое отношение дает учителю возможность контролировать изучение
каждого аспекта программы, а детям - выбирать уровень обучения, соответствующий их способностям.
Учитель, который уверен, что и процесс обучения, и программу нужно согласовывать со способностями
ученика, понимает, как работать в интегративном классе. Он понимает также, что ожидать хорошей
успеваемости от каждого ребенка, в каком бы классе он ни
учился, в условиях жестко установленной программы - дело неблагодарное: некоторые учащиеся,
к сожалению, не во всем смогут добиться успеха.
Не мы должны подчиняться программе.
Это программа помогает нашей работе. |
Преподаватель в интегративном классе - профессионал, ориентируются на своих
учеников. Он знает, что:
-
каждый ученик сам по себе важнее, чем программа;
-
то, что все ученики разные, в действительности следует ценить;
-
каждый ребенок в классе — ученик;
-
дети лучше обучаются вместе, чем по отдельности;
-
учитель может менять программу в пользу учеников;
-
усилия вознаграждаются тем, что ребенок усваивает матерная который ему преподносит учитель.
Ответы на главные вопросы как путь к успеху
Когда вы будете планировать свою работу, какого бы ученика
вы и имели в виду, задайте себе четыре простых, но важных вопроса. И затем, если вы будете
постоянно возвращаться к этим вопросам и отталкиваться от ответов них, вам будет проще
работать со всеми учениками, и варьировать свою работу в зависимости от их способностей.
1. КАКИЕ ЗНАНИЯ РЕБЕНКУ ВАЖНО ПОЛУЧИТЬ ? Например, что важнее узнать
ученикам, когда они проходят тему открытия Америки:
-
что люди переплыли океан на хрупких суденышках из Старого Света и обнаружили Новый?
-
или что корабли Колумба назывались Нина, Рита и Святая Мария?
В каждой области знаний есть основные аспекты и второстепенные,
некие конкретные подробности. Это интересные факты, и когда вы будет» рассказывать
подробнее о завоевании Америки, вам пригодится знание названий кораблей Колумба.
Но только ли они расширяют наше представление об основном факте -
завоевании Нового Света?
Большинство учащихся вполне способны выучить основные факты
и добавить к ним несколько подобных деталей. Некоторые углубятся в подробности
и смогут выучить их все, благодаря своим способностям и уровни развития.
Другим может быть трудно запомнить даже основные факты.
Главное, на чем нужно сосредоточиться во
время урока, - это основная информация. Определите, что является
таковой для каждого урока, и решите, какие подробности вы
добавите, чтобы урок пошел на пользу вам и вашим ученикам. |
2. ЧТО ПОМОЖЕТ МОИМ УЧЕНИКАМ УЧИТЬСЯ ЛУЧШЕ?
Мы знаем, что все дети учатся по-разному. К счастью,
большинству подходят общепринятые подходы к обучению. Но есть дети, которым полезнее
подходы, учитывающие их индивидуальные особенности. Также, к счастью, большинство
учителей могут определить основные потребности класса и составить некоторое
представление об индивидуальных потребностях и способах усвоения нового материала.
Если вам нужно освежить в памяти некоторые основные положения о том, как изменить
обстановку в классе, чтобы все ребята смогли учиться максимально эффективно,
вы сможете прочитать рассуждения на эту тему несколько позже.
Обычно мне бывает полезно задать себе вопрос: что
может помочь моему ученику извлечь как можно больше пользы из урока? Если
рассмотреть всевозможные варианты и не ограничивать их число, ответы приходят
сами собой. Большинство вариантов не так уж трудно придумать. Но сам процесс
обдумывания может быть самым трудным в этом деле.
-
если у ученика проблемы со слухом, что лучше -
использовать только вербальный способ коммуникации или сопроводить
его визуальным подкреплением, таким как текст и картинки?
-
если какому-то ученику для улучшения усвоения
материала нужно совершать особые движения, важно ли нам, чтобы
все ученики сидели неподвижно в течение урока?
Преподавание, ориентированное на ученика, — это больше, чем в
концепция. Это практика, которая принесет пользу всем учащимся. По существу
это просто хорошее преподавание. |
3. КАК ИЗМЕНИТЬ СТИЛЬ ВЕДЕНИЯ УРОКА, ЧТОБЫ БОЛЬШЕ ДЕТЕЙ
В МОЕМ КЛАССЕ СМОГЛИ ЭФФЕКТИВНО УСВОИТЬ МАТЕРИАЛ?
Учителя знают, как модифицировать стиль
преподавания. Вы уже научились наполнять смыслом уроки для своих учеников и периодически вносили изменения в свою
методику, по мере осознания их потребности Чтобы помочь вам проверить и, возможно,
расширить ваши познания, мы включили в данное руководство некоторые идеи, касающиеся того,
как можно изменить и адаптировать материал и подход к преподаванию.
Но сначала вам следует вернуться к своим
ответам на два первых главных вопроса. Если вы сможете отделить основные
факты от второстепенных в любой теме и решить, что поможет вашим детям учиться
лучше, вы сделаете большой шаг на пути выработки подходящих для каждого
ученика изменений.
СЕКРЕТ УСПЕШНОЙ МОДИФИКАЦИИ - ГИБКОСТЬ.
ОТНОСИТЕСЬ К ПРОГРАММЕ, КАК К МЯГКОМУ И ПЛАСТИЧНОМУ РУКОВОДСТВУ,
КОТОРОЕ МОЖНО ПОДСТРАИВАТЬ ПОД ПОТРЕБНОСТИ УЧЕНИКА
Например, слабослышащим ученикам может помочь в вербальном общении подходящий
слуховой аппарат. Однако им также поможет введение в повседневную практику
проектора, классной доски или еще какого-нибудь средства визуального
сопровождения вербальной информации. Ученику, которому нужно сосредоточиться
на чтении по губами, которому сложно при этом делать заметки, мог бы помочь
законспектировать урок одноклассник. Иногда вам может потребоваться помощник,
владеющий языком глухонемых. Этими и другими идеями с вами могут поделиться
ваши коллеги, школьники, родители и другие люди. Некоторые изменения помогут
и остальным членам класса. Хорошее преподавание предполагает охват всего класса.
4. КАК МОИ УЧЕНИКИ СМОГУТ ПОКАЗАТЬ, ЧЕМУ ОНИ
НАУЧИЛИСЬ?
Программа обучения не заканчивается преподнесением материала.
Когда вы сделаете свое дело, наступает черед учеников показать, насколько
хорошо вы их научили. Ваш успех определяется тем, что продемонстрируют вам дети.
Как проверить, насколько успешно вы провели урок? Любой учитель найдет ответ на этот вопрос, если на минутку задумается.
Просите учеников давать вам обратную связь теми способами, которые им доступны.
|
Должен ли я все это делать сам?
Это справедливый вопрос. Чтобы ответить на него, необходимо вспомнить важную мысль, на которой мы останавливаемся нечасто и на которую редко обращают внимание директора школ.
Преподавание и приобретение знаний — это
общественное занятие. Ни то, ни другое невозможно без участия
других людей. |
Ваш самый непосредственный коллега — это ваш ученик.
Без учеников, без вовлечения их в работу и без их сотрудничества вам будет трудно.
В данном руководстве мы приводим соображения, которые, надеемся, помогут
вам привлечь ваших учеников к совместному составлению программы. Помните, что:
-
рядом с вами работают ваши коллеги-преподаватели,
у которых наверняка есть много идей. Вы и ваши ученики не обязаны
справляться с составлением программы самостоятельно;
-
много знающих людей, к которым вы можете обратиться за советом,
есть за пределами вашей школы;
-
не забывайте о других учениках. Они могут сильно облегчить вам задачу!
-
последнее и самое важное - не забывайте о помощи родителей.
Заключение
Ответ на вопрос "Должен ли я делать
все сам?" таков:
Для преподавания
необходимо сотрудничество. |
У вас есть много коллег,
которые помогут вам в работе с любым учеником.
В каком-то смысле
поддержку еще легче найти, если речь идет об учениках с особыми
потребностями.
Обратитесь к коллегам и
предложите им сотрудничать с вами.
ОНИ СОГЛАСЯТСЯ!
|