Подходы к формированию культуры классного сообщества

   Обучение в интегративном классе предполагает право каждого школьника участвовать в образовательном процессе вместе с другими. Расовые и половые различия не влияют на это право. Так же как и разные способности. Все ученики одинаково считаются членами класса вне зависимости от своих способностей и потребностей.

   Для учителя это означает, что он должен разработать и воплотить в жизнь такие методы обучения и практические приемы, которые направлены на развитие соответствующей культуры в классе. Важно понимать, что в основе этой культуры лежат следующие принципы:

  • каждый ребенок имеет право учиться в обычном классе;

  • у каждого ребенка свои индивидуальные способности и потребности, которые должны быть приняты к сведению;

  • все дети обучаемы;

  • в образовательном процессе учитель и ученики действуют как коллеги.

   К счастью, все педагоги знают, как создать позитивную рабочую атмосферу, в которой эти принципы осуществляются. Хотя надо признать, что некоторые педагоги по личным или профессиональным причинам не принимают и не проводят в жизнь данные принципы. Но практика показывает, что их применение способствует эффективному обучению.

   Предлагаем небольшой обзор основных идей и методов, помогающих формированию культуры классного сообщества.

   Культура жизни в классе формируется учителем и учениками. Учитель может сделать много для создания позитивных отношений между детьми. Ключ к этому - признание, что каждый ребенок является уникальной личностью, и каждого необходимо поддерживать при выполнении всех заданий и упражнений. Как этого добиться?

Держите всех учащихся в курсе происходящего

А.

Во многих интегративных классах в начале каждой недели устраиваются собрания, на которых обсуждается, что не было закончено на прошлой неделе и что нужно доделать, объясняется, чем класс будет заниматься на этой неделе, отмечаются все моменты, требующие взаимопомощи, дается обзор грядущих классных или школьных мероприятий. Такие собрания позволяют ученикам участвовать в принятии решений, признавать социальную основу процесса усвоения знаний и сосредотачиваться как собственно на работе так и на способностях и потребностях каждого.

Всякий раз полезно открывать собрание песней или игрой. Этим вы добьетесь внимания и участия каждого; такой прием дает также возможность подготовиться тем, кому нужно собраться и сосредоточиться. Остальным тоже совсем неплохо начинать день чего-то приятного и привычного.

Приучайте детей к тому, что выступать следует по очереди. После обсуждения определенной темы, высказаться может каждый ученик. Некоторым необходимо увидеть и осознать, как конкретно происходит соблюдение очередности, чтобы избавиться от привычки выкрикивать. У тех, кто еще только ждет своей очереди, будет время зрительно или на слух сориентироваться, кто будет следующим.

 

В. Используйте такой же подход на собраниях в конце недели.

 

С.

Каждое утро сообщайте ученикам, чем в этот раз вы будете заниматься (используя слова, картинки или другие символы), чтоб напомнить всем, чему посвящен данный день. Это поможет ученикам, имеющим трудности с запоминанием. Тем, кому требуете лишнее подтверждение, тоже важно напоминать о том, чем вы будете заниматься в этот день.

 

D.

Выработайте и согласуйте с учениками систему перехода от одного занятия к другому. Выберите лидера, который бы обращал внимание одноклассников на смену деятельности, и распределите должности «утреннего» и «дневного» лидера между учениками, включая тех, кому трудно заканчивать занятия или сосредотачиваться.

 

E.

Разбейте учеников на небольшие группы, у каждой из которых будут свои ежедневные обязанности. Такими обязанностями могут быть раздача книг, бумаги и принадлежностей для рисования, подготовка материалов для одноклассников с особыми потребностями или подготовка видеомагнитофона и плеера. В деятельность такого рода следует вовлекать всех учащихся.

 

F.

Освободите место на доске для списка тем, которые будут обсуждаться на собраниях, открывающих и закрывающих неделю. Тему туда может вписывать каждый ученик. Все будут видеть список, и у каждого будет возможность подготовиться к обсуждению или предложить вниманию товарищей любую интересующую его тему.

Принимайте решения сообща

 Предпочтительная форма политического устройства в интегративном классе - демократия. Мы должны понимать, что самая большая ответственность за все действия лежит на учителе, но хорошо, если его метод преподавания предполагает, что он будет делиться этой ответственностью с учащимися как можно чаще. Иногда полезно делиться этой ответственностью даже с теми учениками, в способностях которых вы не уверены.

A.

Выработайте систему, по которой ученики могли бы добровольно участвовать в разного рода занятиях и мероприятиях. Например, один будет заниматься распределением времени и тем для классных вечеров. Другой будет помогать однокласснику заниматься. Третий пригласит интересного гостя или попробует скооперироваться с другим классом, чтобы собрать деньги на какое-нибудь мероприятие и т.д.

 

B.

Устройте выборы президента класса, представителей совета или придумайте какую-нибудь еще должность.

 

C.

Привлекайте учеников к составлению расписания. Хорошо, ем вы проинформируете их о гибкости программы и об установленных вами пределах этой гибкости, чтобы дети могли лучше пот мать свои задачи. Дайте детям возможность вносить предложения относительно учебной программы для их одноклассников.

 

D.

Предоставьте возможность всем ученикам принимать участие в составлении классных правил.

Старайтесь сформировать настоящее сообщество

   Основой интегративного класса является отношение к нему, как сообществу, из которого никто не исключен и в котором каждого принимают с его индивидуальными способностями и потребностями. Некоторые учителя изобретают свои способы создания сообщества. Вы можете использовать их идеи, придумывать свои, привлекать к сотрудничеству учеников и советоваться с коллегами. И не забывайте о родителях. Берите идеи отовсюду, ведь это сообществ большое.

   Проблема «особых потребностей» - это всего лишь часть программы, с которой надо работать, идея сообщества выходит далеко за ее пределы. Нет причин, по которым ваш класс или школа не могли бы делать шаги навстречу людям других рас, национальностей, другого возраста, иммигрантам и иным людям, имеющим свои индивидуальные потребности.

A.

Разработайте логотип для футболок или кепок, которыми выделялся бы ваш класс. У вас может быть какой-нибудь девиз, свой цвет или символ. Придумайте его вместе с учениками. Оплатить это могли бы родители, но вы можете придумать иной способ привлечения средств.

 

B.

Выберите песню, стишок или девиз для вашего класса. Пусть основной мыслью будет позитивное отношение к тому, что все разные, принятие и объединение, победа над страданиями. Такая поддержка подбадривает и помогает ученикам и учителям.

 

C.

Разработайте план помощи вашего класса школе или другим организациям и объединениям. Работайте над этим вместе с учениками, родителями и коллегами. Это могут быть:

  • ежемесячная уборка школьного двора;

  • посещение местного клуба пенсионеров, чтобы выступить там с песнями, стихами и т.п.;

  • обращение к местным чиновникам или отдельным гражданам с благодарностью за то, что они сделали для вас, или с просьбой о чем-то.

 

Учитывайте и представляйте многообразие индивидуальных особенностей учащихся

   Интегративный класс предполагает наличие самых разных учащихся, поэтому разными должны быть и подходы к их обучению. Некоторые различия описаны в других разделах пособия; здесь же приведены те, которые оказывают особое влияние на культуру классной жизни. Как знающие педагоги мы о них осведомлены, но иногда о них забываем. Однако этим различиям должно отводиться такое же место в нашем классе, как ученикам и нам. Поскольку в центре наших рассуждений разные способности учащихся, то следующие предложения относятся именно к этой проблеме. Но это не значит, что представленные идеи и десятки других не могут применяться в работе с отличиями другого рода. В классе могут быть дети с менее серьезными и менее заметными на первый взгляд отличиями, а также, наоборот, с ярко выраженными отличиями.

A.

Демонстрируйте работы ваших учеников. Учителю следует противостоять мнению, что каждая работа должна быть выполнена правильно и в соответствии с нормами, и не поддаваться искушению требовать выполнения этих норм. Так как в интегративном классе учатся дети с разными способностями, то их работы будут соответственно выполнены по-разному и уровень их правильности тоже будет разным. Демонстрировать следует работы всех учеников не только тех, кто выполняет работу «как надо». Ваши ученики могут быть кладезем необычных идей и способов их воплощения в жизнь.

 

B.

В большинстве классов есть много различной литературы. Среди книг и брошюр должны быть материалы, в которых содержится информация о детях с особенностями развития и их жизни в обществе. Сейчас появляется все больше и больше детских книг, нацеленных на принятие таких детей обществом и описывающих их с хорош стороны.

 

C.

Часто учеников с особыми потребностями, в частности тех, кто имеет более серьезные проблемы, сажают с краю, чтобы к ним было удобно подойти и помочь, или из-за специального оборудования, которое им может понадобиться. От педагога требуется творческий подход, когда он будет решать, кого где посадить, так как он может как разделить детей, так и наоборот, рассадить так, чтобы они чувствовали себя частью группы.

 

D.

Многие учителя привлекают учеников к активному участию в том, что происходит в классе: дети собирают книги, убирают класс, передают сообщения, раздают пособия. Учителя, настроенные на интеграцию, считают, что все ученики должны выполнять такие обязанности. Однако некоторые дети бывают освобождены от каких-то обязанностей из-за своих особых проблем. Например, учащемуся, про которого известно, что он иногда «отключается», нельзя поручить пойти в кабинет директора или другую часть школы для: передачи сообщения. Есть ли способ создать такие условия, при которых все ученики будут вовлечены в активную деятельность? Если вы не уверены, спросите ребят, как вовлечь того, кто, как вам кажется, может не справится с возложенной на него задачей. 

Открыто признавайте отличия

   Наше общество выработало такой образ жизни, при котором мы имеем дел с людьми с ограниченными возможностями. Поэтому часто мы испытываем неловкость и не знаем, как вести себя с ними. Известно, что одним из основных подходов к таким людям со стороны образовательной системы было создание изолированных специализированных классов со специальными педагогами, и практически все остальное для этих людей стало специальным и отдельным. Основа интеграции - принятие факта, что присутствие в обществе людей с особыми потребностями нормально. То, что их проблемы и способы взаимодействия с ними заставляют нас задуматься, еще не причина отделять их.

   Учителя могут способствовать принятию таких детей и устранению Неловкости с помощью элементарной честности. Честное принятие этих фактов с первого же дня следует рассматривать как часть культуры классного сообщества, и это поможет создать позитивную модель отношений как для учеников, так и для других учителей.

A.

Делитесь с учениками, имеющими особые потребности, своими ожиданиями, касающимися их учебы и поведения, так же открыто, как и с другими учениками. Конечно, ваши требования к разным ученикам будут разными в зависимости от их способностей, личных особенностей и, что касается учеников с особыми потребностями, от степени серьезности их проблем. И все же делитесь с ними, как с теми, от кого вы ожидаете определенных достижений.

 

B.

Когда вы убедитесь, что к разным ученикам приходится предъявлять разные требования, объясните детям, почему вы так поступаете. Подавляющее большинство учащихся согласятся с вами, когда поймут, что вы делаете и почему. Они знают, что нечестное судить всех одинаково.

 

C.

Попросите «трудного» ребенка, члена его семьи или другого знающего человека рассказать, в чем, собственно, заключается суть его проблемы. Особенно ценно, если об этом будет говорить член вашего сообщества, который сам имеет ограниченные возможности. Любое явление, которое объяснили и с которым дали возможность познакомиться, теряет свою таинственность, и его становится легче принять.

 

D.

Признайтесь своим ученикам, что иногда вам трудно решить, как вовлечь в классную деятельность всех ребят. Они помогут вам разделят с вами нагрузку в той или иной степени, в зависимости от своих возможностей. Важно позаботиться о том, чтобы не перегрузить учеников, но, подумав, вы можете исключить эту возможность. Ваши ученики, включая тех, у кого есть трудности в обучении, будут даже больше признательны вам за вашу честность.

Будьте справедливы, а не снисходительны

   Одна из опасностей, которые подстерегают нас, когда мы включаем класс ученика с проблемами в развитии - возникновение атмосферы снисходительности. Обучение ребенка с особыми потребностями в обычном классе- это не благотворительный акт. Ребенок учится там, потому что там учатся  остальные дети, потому что это лучший подход к обучению и потому что именно там дети встречаются друг с другом чаще всего. Простое осознание того что лучше не допускать в отношениях элемента снисходительности, поможет вам этого избежать. Некоторые идеи, которые можно почерпнуть из этого раздела, помогут вам так же, как идеи ваших учеников, их родителей и ваших коллег. Ниже приводится несколько конкретных предложений.

A.

Расскажите своим ученикам об опасности снисходительного отношения и о том, как и почему это может унизить детей с особым потребностями. Помогите им осознать, что отношение к людям, предполагающее отклик на их потребности, - это простая справедливость, а не благотворительность с вашей стороны. В вашем сообществе должны быть источники информации (люди, видеокассеты, книги, журналы), которые помогут вам в этом деле.

 

B.

Подумайте, каким образом вы можете реагировать на потребности всех учеников беспристрастно. Например, если кто-то из них заболеет, позвоните ему или напишите, воспользовавшись обычной или электронной почтой. Когда кому-то из учеников трудно справиться с работой, проявите гибкость, даже если это один из самых способных или, наоборот, испытывающих наибольшие трудности учеников.

 

C.

Побуждайте всех детей, даже тех, у которых имеются особые потребности, помогать друг другу. Некоторые ученики могут уметь делать что-то, что поможет другим. Кому-то может потребоваться, например, чтобы кто-то просто подержал его куртку. Важен сам факт помощи, а большая она или маленькая - не имеет значения.

 
D.

Рассказывайте ученикам о людях, которые работают с другими и помогают им без мысли о том, что их потом похвалят или отблагодарят. Примерами могут послужить полицейские, врачи, пожарные, социальные работники, адвокаты, и даже учителя и родители. Культура взаимопомощи должна быть частью культуры классного сообщества.

 

E.

Проявляйте неприятие нежелательного поведения, сохраняя при этом позицию принятия каждого ученика как личности. Некоторым детям постоянное внимание может не требоваться. Другим, наоборот, внимание необходимо, потому что они чувствуют себя незащищенными. Вы знаете, какого рода нежелательное поведение может быть у детей и некоторых взрослых. Его нужно оценивать в свете принятых в классе правил, независимо от того, есть у ученика особые потребности или нет. Однако, как упоминалось выше, ни для кого не секрет, что поведение какого-то определенного ученика может чаще не соответствовать нормам вследствие его особого состояния. То же самое относится к ученикам, которые плохо себя чувствуют, у которых нет возможности хорошо позавтракать, или к тем, кто растет в неблагоприятной атмосфере. Возможно, вам придется смириться с тем, что от одного ученика нужно ожидать меньше, чем от другого, если вы хотите принять индивидуальные потребности каждого. Вы обнаружите, что дети не против того, что вы даете им разные задания и ожидаете от них разных результатов, если вы объясните им, почему вы так поступаете. Ничто не подавляет негативную реакцию так, как открытость и честность.

Заключение

   Вы без сомнения сможете сформировать культуру классного сообщества, способствующую интеграции. Успех этого будет зависеть от того, сколько своих стараний вы вложите в это дело, и от того, насколько безопасную обстановку вам удастся создать в классе, чтобы ученики могли сотрудничать с вами и друг с другом. Относитесь к формированию культуры в классе, как к совместному делу, и ваша роль в нем - обеспечение и использование возможностей развития вашего сообщества.

   Итак, мы рассмотрели основные подходы к формированию культуры классного сообщества: предоставление учащимся информации о происходящем в классе и о планах на будущее, учет и представление многообразия индивидуальных особенностей учащихся, справедливое, а не снисходительное отношение к детям с особыми потребностями и другие. Эти подходы помогут вам создать такую атмосферу в классе, в которой приветствоваться будут все ученики, вне зависимости от их отличий. Если вы справитесь с этой ролью, ваши ученики будут благодарны вам и сейчас, и в будущем, когда станут взрослыми.

 

 

Об обнаруженных ошибках Вы можете сообщить администратору

Copyright © 2010 Гимназия №1540