РЕКОМЕНДАЦИИ учителям

school accommodations and modifications "fafilies and advocates partnershid for education

перевод Е. Скачковой

   Некоторые учащиеся с ограниченными возможностями нуждаются в изменении способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Закон не дает определения терминам "изменение способов подачи информации" и "модификация", но существует некое соглашение о том, что следует понимать под этими определениями. В контексте данной статьи под "изменением способов подачи информации" понимается предоставление учащимся с ограниченными возможностями особых условий по сравнению с их одноклассниками, в частности, изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.

   Изменение способов подачи информации и модификация не влияют на результаты, полученные в ходе тестирования. Например, незрячий ученик сдает тест, написанный по системе Брайля. Некоторым же учащимся на время выполнения задания необходимо остаться одним в изолированном от внешних звуков классе.

   Модификацию можно определить как некое изменение задания или теста, которое меняет стандартную процедуру его проведения, или изменение требований, предъявляемых к уровню знаний учащегося с ограниченными возможностями. Примером модификации может служить частичное выполнение учащимся общеобразовательной программы.

   Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.

   Далее представлены некоторые соображения по поводу коррективов в учебниках и образовательных программах, возможных изменений на уроке, в классе и в заданиях и возможных поведенческих ожиданиях, которые нужно принять во внимание при обучении детей с особыми образовательными потребностями.

Учебники и учебная программа

Учебники

  • обеспечение учебниками альтернативного формата, но с одинаковым содержанием или более простыми для чтения;

  • обеспечение аудио-учебниками, чтобы учащиеся могли одновременно слушать и читать один и тот же текст;

  • предоставление краткого содержания глав учебников;

  • обеспечение интересными материалами для чтения более высокого уровня;

  • использование маркеров для выделения важной информации;

  • использование предложений с пропущенными словами;

  • обеспечение двумя комплектами учебников, для школьных и домашних занятий;

  • использование учетных карточек для записи главных тем;

  • предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста;

  • указание номеров страниц для нахождения верных ответов;

  • обеспечение альтернативными учебниками и учебными материалами, основанными на азбуке Брайля или напечатанных большим шрифтом для слепых и слабовидящих детей;

Учебная программа:

  • сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;

  • сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов;

  • альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама и др.);

  • четкое разъяснение заданий, часто повторяющееся;

  • акцентирование внимания на задании (например, "Когда ты прочитаешь эту главу, то сможешь назвать три причины возникновения Гражданской войны");

  • предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите несколько небольших сообщений; представьте устное сообщение по обозначенной теме).

Работа в классе

  • наличие индивидуальных правил для учащихся;

  • оценка организации класса в соответствии с нуждами учащихся;

  • поддержание тишины во время интенсивных занятий;

  • отсутствие в классе отвлекающих внимание предметов (например, мобильных телефонов);

  • обеспечение персональным компьютером для выполнения письменных работ;

  • близость учеников к учителю;

  • использование кабины для индивидуальной работы;

  • наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг;

  • использование альтернативы кроссвордам;

  • сохранение достаточного пространства между партами.

Обучение и задания

  • спользование указаний как в устной, так и в письменной форме;

  • поэтапное разъяснение заданий;

  • последовательное выполнение заданий;

  • повторение учащимся инструкции к выполнению задания;

  • обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения;

  • демонстрация уже выполненного задания (например, решенная математическая задача;

  • близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности

  • подготовка учащихся к перемене вида деятельности;

  • предоставление дополнительного времени для завершения задания;

  • предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;

  • обеспечение помощи при передвижении.

Письменные задания

  • использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

  • использование упражнений с пропущенными словами/предложениями;

  • обеспечение школьника с ограниченными возможностями копией конспекта других учащихся или записями учителя;

  • дополнение печатных материалов видео и диафильмами;

  • обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске;

  • разрешение использовать диктофон для записи ответов учащимися;

Оценка знаний

  • использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;

  • ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;

  • оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями;

  • акцентирование внимания на хороших оценках;

  • разрешение переделать задание, с которым он не справился;

  • оценка переделанных работ;

  • использование системы оценок достижений учащихся.

Тесты

  • устное объяснение заданий;

  • обучение работе с тестовыми заданиями (например, распределение времени на выполнение каждой секции теста);

  • обеспечение учащихся списком слов с определениями;

  • неограниченное время для выполнения теста;

  • проведение тестов в помещении без внешних раздражителей (например, в библиотеке);

  • чтение тестовых материалов учащимся и разрешение устных ответов;

  • разграничение тестов на секции по сходным проблемам;

  • использование тестов множественного выбора, верного/неверного ответа;

  • разрешение учащимся выбрать и выполнить индивидуальный проект в качестве альтернативы тесту;

  • сообщения о достижениях учащихся вместо оценки;

  • оценка правописания отдельно от содержания работы;

  • обеспечение напечатанными учебными материалами;

  • разрешение выполнить тест дома или с использованием учебников;

  • предоставление возможных ответов для заданий с пропущенными словами;

  • написание первой буквы пропущенного слова.

Математика

  • разрешение использовать калькулятор;

  • группирование сходных проблем;

  • размещение малого количества заданий на одном листе с упражнениями (например, от 4 до 6 заданий на странице);

  • использование малого количества заданий для получения оценки;

  • использование листов большого формата для письменного обозначения проблемы;

  • предоставление стола с математическими предметами для справочной информации;

  • обеспечение каждого ученика визуальным числовым рядом;

  • поэтапное представление проблемных заданий;

  • использование визуальных пособий (картинок, графиков).

Дополнительная информация

  • маркирование заданий в учебниках;

  • обеспечение обратной связи по каждому заданию;

  • использование линейки во время чтения для его облегчения;

  • обеспечение общего представления о долгосрочных заданиях, чтобы учащиеся знали, что от них требуется при выполнении этого задания;

  • ориентирование длительных по времени заданий на поэтапное выполнение, с ежедневной проверкой и частым оцениванием;

  • возможность представить выполненное задание в малой группе прежде чем выступить перед всем классом;

  • одновременная раздача листов с упражнениями;

  • последовательное выполнение задания, начиная с самой легкой его части;

  • проецирование изображений;

  • использование вспомогательных вопросов при выполнении теста;

  • практика записи заданий в тетради;

  • использование стрелок (в листах с упражнениями, на доске) для обозначения связей между явлениями.

Поведение

  • организация учебного дня;

  • распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому;

  • обозначение школьных правил, которым учащиеся должны следовать;

  • использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах;

  • использование поощрений для учащихся, которые выполняют правила (например, похвалить забывчивого ученика за то, что он принес в класс карандаши);

  • свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;

  • составление индивидуальных планов поведенческого вмешательства, позитивно ориентированный и учитывающий навыки и умения школьника;

  • предоставление учащимся права покинуть класс и уединиться в так называемом "безопасном месте", когда этого требуют обстоятельства;

  • разработка кодовой системы (слова), которое даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;

  • игнорирование незначительных поведенческих нарушений.

  • разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;

  • знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями.

 

 

Об обнаруженных ошибках Вы можете сообщить администратору

Copyright © 2010 Гимназия №1540