Как дети усваивают новый материал
По мнению одного из ученых в области образования Де Белло (DeBello), введение в практику понятия «стиль усвоения нового материала» сегодня, пожалуй, самое важное новшество в педагогике. Это понятие очень созвучно концепции включающего образования.
У каждого человека есть свои особенности, учитывая которые ему можно обеспечить оптимальные условия для усвоения нового материала. В этом смысле в школе определенно необходим подход, центрированный на учащемся. Необходимы и ваши усилия, направленные на то, чтобы не требовать от детей использования стиля, оптимального для вас.
Давно известно, что существуют индивидуальные различия в том, как люди учатся, но интерес к этой проблеме особенно отчетливо проявился в 60-е и 70-е годы XX века. С тех пор учеными предлагались разные теории и определения. Одно определение, как выяснилось, устраивает многих. Его в 1989 году дали Киф и Монк (Keef & Monk):
«Стиль усвоения нового материала - это характерные для данного конкретного учащегося когнитивные, эмоциональные и психологические проявления, которые служат относительно стабильными индикаторами того, как он воспринимает обучающую среду, взаимодействует с ней и откликается на нее».
На практике чаще всего применяется многомерная концепция стиля усвоения нового материала, предложенная Ритой и Кеннетом Дан (Rita and Kenneth Dunn). В этой концепции фигурируют пять групп факторов (последняя, пятая, правда, была добавлена позже):
-
Факторы окружающей среды: звук, свет, температура, обстановка (формальная или неформальная).
-
Эмоциональные факторы: мотивация, настойчивость, ответственность.
-
Социальные факторы: работа в парах, в командах, в группах, индивидуальная, работа, направляемая взрослым.
-
Физические факторы: предпочтительный тип восприятия информации, наличие или отсутствие потребности в приеме пищи и в движении, предпочтительное время суток.
-
Психологические факторы: стиль мышления, внутренний или внешний контроль.
Как же определить стиль усвоения нового материала, присущий моему ученику? Ответ относительно прост. Есть два способа. Один - применить развернутый перечень стилей (Dunn,Dunn & Price, 1989). Второй - более неформальный и персональный - наблюдать за тем, как ребенок усваивает материал, спрашивать его, как он лучше делает это, разговаривать с родителями и учителями, которые работали с ним раньше.
Если педагог сумеет определить предпочтения детей в классе, то он сможет организовать среду и процесс обучения так, чтобы у его учеников были оптимальные возможности для усвоения материала. Понятно, что многие дети имеют одни и те же предпочтения, и их можно сгруппировать, следуя простой логике. Совсем не обязательно разрабатывать совершенно уникальную программу преподавания для каждого.
Известно, что есть дети, которым трудно читать или считать, есть дети, которым трудно заниматься физкультурой; другие же вещи им даются легче, чем некоторым их сверстникам. Когда степень трудности восприятия какого-то предмета достигает некой отметки, определить которую точно никто не может, то независимо от того, сколько тестов мы проведем, традиционная образовательная система начинает навешивать ярлыки. После этого мы сосредотачиваемся на этих самых трудностях и разделяем детей по категориям их особых потребностей. Именно так мы подходим к учащимся специальных школ. Это система, основанная на негативной интерпретации отличий.
Я предпочитаю позитивную интерпретацию. Согласно концепции Риты и Кеннета Дан, все учащиеся имеют определенные предпочтения в каждой из пяти групп факторов. Если взглянуть на них как на дары природы, то их можно использовать для оптимизации процесса усвоения материала.
Факторы окружающей среды
Исследования показывают, что факторы окружающей среды имеют значение примерно для 40% учащихся. Учителя и родители могут приспособить звук, свет и температуру так, чтобы детям было удобно учиться. Например, одни дети во время работы предпочитают слышать некоторый фоновый шум, другим лучше в тишине, и так далее. Мои собственные дети Адам и Мэган сейчас старшеклассники. Они хорошо учатся. Все свои школьные годы они делали домашние задания, сидя перед телевизором. Я считал это безумием. По-моему, при включенном телевизоре сосредоточиться невозможно. Они же говорили, что возможно. Я ссорился с ними очень долго, пока до меня не дошло, что успевают они хорошо. Сейчас я просто смотрю на них, качаю головой в уверенности, что так заниматься невозможно. Но я не трогаю их. Их отметки и отзывы учителей окончательно убедили меня, что этого делать не надо. Они не учатся в точности так, как я, но и я не учусь так, как они. Порой мне требуется много времени, чтобы увидеть очевидное.
Эмоциональные факторы
Без позитивной эмоциональной атмосферы в классе учеба вряд ли пойдет хорошо, причем есть дети, для которых это имеет особенно большое значение. Хотя осознать тот факт, что разные ученики по-разному подходят к одной и той же учебной ситуации, и начать действовать соответственно трудно, все же одна из обязанностей учителя - планировать свои подходы так, чтобы эмоциональное состояние ребенка стало фактором успешного усвоения материала. Процитирую слова известного психолога Джера Брофи ^еге Вгорпу), который занимается интересующими нас вопросами:
«Дети проявляют большее желание учиться, когда они признают ценность того, чем они занимаются в классе, и верят, что справятся с задачей, если приложат определенные усилия».
Социальные факторы
В нашем обществе детей в совсем еще юном и нежном возрасте отдают в детский сад и школу, где они проводят вместе с другими детьми целых 13 лет или даже больше. Для нашего общества считается нормальным, чтобы детей обучали в неоднородной социальной среде под постоянным руководством незнакомых взрослых, которых называют педагогами. На успеваемость школьников, несомненно, влияют их социальные предпочтения. Сегодняшний акцент на кооперацию в процессе учебы, на групповую работу над проектами и на другие подходы, имеющие социальную направленность, создает возможности для социального сотрудничества, развития лидерских качеств и взаимозависимости. Разнообразие ситуаций, в которых работают дети (группы, пары, команды, ориентация на себя и ориентация на взрослого), позволяет удовлетворять потребности всех учащихся. Опыт подскажет вам, насколько разнообразными или насколько постоянными должны быть условия, в которых тот или иной ученик сможет работать оптимальным образом.
Психологические факторы
Здесь есть серьезные вопросы, на которые стоит поискать ответы. Что характерно для ребенка: целостный или аналитический подход, импульсивный или рефлективный тип мышления, доминирование левого или правого полушария. Для некоторых учащихся естественно осваивать новый материал, идя от целого к частному, для некоторых лучше продвигаться вперед шаг за шагом. Одни дети сразу бросаются в бой, другие, прежде чем начать, пытаются понять, как подойти к работе. Некоторые любят факты и цифры, слова и детали. Некоторые - музыку, живопись, движение в пространстве и времени. Это все способы, которые учащиеся пускают в ход постоянно. Знание этих особенностей учащихся поможет вам так организовать условия для усвоения материала, чтобы они подходили их стилям усвоения материала.
|