Интеллект как сочетание
разносторонних способностей
Согласно традиционному взгляду, детей
следует обучать раздельно, если результаты тестов и успеваемость
указывают на большие различия в их способностях. Обычно решение
о необходимости раздельного обучения принимается, если разница в
психическом возрасте детей составляет 2 года и более. У специалистов,
которые ориентируются на результаты тестов, основной инструмент -
это тест, определяющий коэффициент умственного развития или IQ тест.
Однако правомерность его использования вызывает сомнения.
В 1983 году Говард Гарднер
бросил вызов тем, кто придерживается традиционных взглядов
на интеллект, выдвинув свою теорию, в которой интеллект рассматривается
как многомерная характеристика. И хотя эта теория так нова и требует
настолько иного подхода к обучению, что до сих пор считается спорной
и не доказанной многими теоретиками, придерживающимися традиционной
точки зрения, она была взята на вооружение определенной категорией
педагогов и привела к изменениям в преподавательской практике
в большом количестве классов.
Гарднер отрицает мнение,
что интеллект определяется лишь ограниченным набором способностей.
Он также отрицает эффективность тестов умственного развития и в
качестве более надежного способа наблюдения за меняющимися
возможностями учащихся предлагает с определенной периодичностью
проводить оценку так называемого пополняющегося портфолио. Такой
подход позволяет судить о самых разных аспектах развития учащегося.
Вначале Гарднер представил семь составляющих интеллекта,
но недавно к этому списку была добавлена восьмая составляющая,
относящаяся к пониманию мира природы (Checkley, 1997):
|
составляющая интеллекта,
связанная со словарным запасом |
- логическая/математическая
|
составляющая интеллекта, связанная
со способностью рассуждать и оперировать цифрами; |
|
составляющая интеллекта, связанная
со способностью воспринимать и воспроизводить образы и
картины; |
|
составляющая интеллекта, связанная
со способностью воспринимать и воспроизводить тон, ритм
и тембр; |
|
составляющая интеллекта, связанная
со способностью владеть своим телом и кистями рук; |
|
составляющая интеллекта, связанная
со способностью воспринимать себя как личность; |
|
составляющая интеллекта, связанная с
социальным развитием; |
|
составляющая интеллекта, связанная
со способностью понимать мир природы. |
Одно из главных преимуществ отношения
к интеллекту как сочетанию разносторонних способностей -
его позитивный посыл. Сторонники этого подхода больше не придают
решающего значения результатам традиционных тестов. Они предпочитают
пользоваться оценкой другого рода, когда развитие ученика можно
отследить посредством наблюдения за ним и его работой. В основе
этого способа оценки - составление портфолио, то есть набора письменных,
аудио-, видео- и других документов, относящихся к учебе ребенка.
В течение учебного года вы и ваши ученики составляете портфолио,
в котором по прошествии времени можно найти:
-
фотографии событий, действий и отдельных проектов;
-
заметки, сделанные во время бесед и
обсуждений с одноклассниками, родителями и другими людьми;
-
заметки о каких-то событиях,
персональных достижениях или усилиях учащегося;
-
видеозаписи, демонстрирующие привычки
учащегося, проявляющиеся в работе, социальных контактах
и его участии в совместных проектах;
-
заполненные контрольные листы,
в которых отмечаются усвоенные навыки и поведение;
-
письменные работы учащегося;
-
кассеты с записями речи ребенка, записями,
сделанными на уроках чтения, и другие записи,
характеризующие его достижения в области лингвистики;
-
образцы художественных работ,
демонстрирующие владение различными приемами и материалами;
-
упражнения по разным предметам;
-
результаты неформального тестирования;
-
таблицы, графики и диаграммы учащегося;
-
любые другие документы, которые,
по вашему мнению и по мнению других учащихся, показательны в данном случае.
Все это - свидетельства того,
чему научился ребенок за определенный промежуток времени.
Портфолио, по мнению Армстронга (Armstrong, 1994, с. 128-129),
выполняет следующие функции:
-
позволяет отмечать и праздновать достижения учеников в течение года;
-
позволяет ученикам самим отслеживать свои успехи;
-
является средством коммуникации, с помощью которого
родители, администраторы и другие педагоги узнают о том, как ученик
продвигается в учебе;
-
служит средством, помогающим сотрудничеству
групп учащихся в выполнении работы и ее оценке;
-
позволяет устанавливать критерии, посредством
которых работу данного ученика можно сравнить с работой других
учеников, с нормой или вехой.
Картина взаимосвязанных составляющих интеллекта, с одной стороны, привлекает внимание
к способностям, связанным с усвоением академических дисциплин, таких как родной язык
и математика, с другой стороны, открывает много иных областей, в которых каждый
ученик может проявить свои способности.
ВОПРОС ТОГДА НЕ В ТОМ, НАСКОЛЬКО
УЧЕНИК ПРЕУСПЕВАЕТ, НО В ЧЕМ ОН ПРЕУСПЕВАЕТ |
Время обучения в школе - это период
наиболее быстрого развития человека, когда он может подготовиться
к будущей деятельности и занять наилучшие стартовые позиции. Принятие
концепции интеллекта как сочетания разносторонних способностей побуждает
учителя следовать гибкой программе и находить наилучшее применение
всем способностям учеников, чтобы они могли в будущем на них опереться.
|