Интеллект как сочетание разносторонних способностей

   Согласно традиционному взгляду, детей следует обучать раздельно, если результаты тестов и успеваемость указывают на большие различия в их способностях. Обычно решение о необходимости раздельного обучения принимается, если разница в психическом возрасте детей составляет 2 года и более. У специалистов, которые ориентируются на результаты тестов, основной инструмент - это тест, определяющий коэффициент умственного развития или IQ тест. Однако правомерность его использования вызывает сомнения.

   В 1983 году Говард Гарднер бросил вызов тем, кто придерживается традиционных взглядов на интеллект, выдвинув свою теорию, в которой интеллект рассматривается как многомерная характеристика. И хотя эта теория так нова и требует настолько иного подхода к обучению, что до сих пор считается спорной и не доказанной многими теоретиками, придерживающимися традиционной точки зрения, она была взята на вооружение определенной категорией педагогов и привела к изменениям в преподавательской практике в большом количестве классов.

   Гарднер отрицает мнение, что интеллект определяется лишь ограниченным набором способностей. Он также отрицает эффективность тестов умственного развития и в качестве более надежного способа наблюдения за меняющимися возможностями учащихся предлагает с определенной периодичностью проводить оценку так называемого пополняющегося портфолио. Такой подход позволяет судить о самых разных аспектах развития учащегося.

Вначале Гарднер представил семь составляющих интеллекта, но недавно к этому списку была добавлена восьмая составляющая, относящаяся к пониманию мира природы (Checkley, 1997):

  • лингвистическая
 составляющая интеллекта, связанная со словарным запасом
  • логическая/математическая
составляющая интеллекта, связанная со способностью рассуждать и оперировать цифрами;
  • пространственная
составляющая интеллекта, связанная со способностью воспринимать и воспроизводить образы и картины;
  • музыкальная
составляющая интеллекта, связанная со способностью воспринимать и воспроизводить тон, ритм и тембр;
  • телесная/кинестетическая
составляющая интеллекта, связанная со способностью владеть своим телом и кистями рук;
  • личностная
составляющая интеллекта, связанная со способностью воспринимать себя как личность;
  • межличностная
составляющая интеллекта, связанная с социальным развитием;
  • природная
составляющая интеллекта, связанная со способностью понимать мир природы.

   Одно из главных преимуществ отношения к интеллекту как сочетанию разносторонних способностей - его позитивный посыл. Сторонники этого подхода больше не придают решающего значения результатам традиционных тестов. Они предпочитают пользоваться оценкой другого рода, когда развитие ученика можно отследить посредством наблюдения за ним и его работой. В основе этого способа оценки - составление портфолио, то есть набора письменных, аудио-, видео- и других документов, относящихся к учебе ребенка. В течение учебного года вы и ваши ученики составляете портфолио, в котором по прошествии времени можно найти:

  • фотографии событий, действий и отдельных проектов;

  • заметки, сделанные во время бесед и обсуждений с одноклассниками, родителями и другими людьми;

  • заметки о каких-то событиях, персональных достижениях или усилиях учащегося;

  • видеозаписи, демонстрирующие привычки учащегося, проявляющиеся в работе, социальных контактах и его участии в совместных проектах;

  • заполненные контрольные листы, в которых отмечаются усвоенные навыки и поведение;

  • письменные работы учащегося;

  • кассеты с записями речи ребенка, записями, сделанными на уроках чтения, и другие записи, характеризующие его достижения в области лингвистики;

  • образцы художественных работ, демонстрирующие владение различными приемами и материалами;

  • упражнения по разным предметам;

  • результаты неформального тестирования;

  • таблицы, графики и диаграммы учащегося;

  • любые другие документы, которые, по вашему мнению и по мнению других учащихся, показательны в данном случае.

   Все это - свидетельства того, чему научился ребенок за определенный промежуток времени. Портфолио, по мнению Армстронга (Armstrong, 1994, с. 128-129), выполняет следующие функции:

  • позволяет отмечать и праздновать достижения учеников в течение года;

  • позволяет ученикам самим отслеживать свои успехи;

  • является средством коммуникации, с помощью которого родители, администраторы и другие педагоги узнают о том, как ученик продвигается в учебе;

  • служит средством, помогающим сотрудничеству групп учащихся в выполнении работы и ее оценке;

  • позволяет устанавливать критерии, посредством которых работу данного ученика можно сравнить с работой других учеников, с нормой или вехой.

   Картина взаимосвязанных составляющих интеллекта, с одной стороны, привлекает внимание к способностям, связанным с усвоением академических дисциплин, таких как родной язык и математика, с другой стороны, открывает много иных областей, в которых каждый ученик может проявить свои способности.

ВОПРОС ТОГДА НЕ В ТОМ, НАСКОЛЬКО УЧЕНИК ПРЕУСПЕВАЕТ, НО В ЧЕМ ОН ПРЕУСПЕВАЕТ

   Время обучения в школе - это период наиболее быстрого развития человека, когда он может подготовиться к будущей деятельности и занять наилучшие стартовые позиции. Принятие концепции интеллекта как сочетания разносторонних способностей побуждает учителя следовать гибкой программе и находить наилучшее применение всем способностям учеников, чтобы они могли в будущем на них опереться.

 

 

Об обнаруженных ошибках Вы можете сообщить администратору

Copyright © 2010 Гимназия №1540