Проблема одаренных детей

По данным зарубежных исследований, СДВГ и учебные трудности часто сочетаются с одаренностью; для таких случаев существует даже специальный термин «twice exceptional children», «дети с двойной исключительностью». В России, к сожалению, до сих пор этому явлению не уделялось должного внимания и главное, не предпринималось попыток оказать детям с двойной исключительностью практическую помощь. Помощь, которая нужна в этом случае, – двоякая: не только коррекция проблем, но и развитие сильных сторон личности, работа с одаренностью, что часто оказывается невозможно в условиях массовой средней школы. Современная наука считает, что наиболее эффективным подходом к помощи ребенку с особыми образовательными потребностями является комплексный подход, включающий в себя не только медицинское вмешательство (если это необходимо), но и психологическую помощь ребенку и его семье, работу над развитием у ребенка недостаточно сформированных навыков, обучение родителей принципам и приемам воспитания ребенка и помощь в образовательном учреждении. Помощь в образовательном учреждении включает в себя (но не ограничивается этим) обучение педагогов методам работы с детьми, имеющими трудности обучения и двойную исключительность, и создание для детей условий для более эффективного усвоения программы, развития способностей и более эффективной аттестации.
В российском обществе уровень понимания проблем СДВГ, трудностей обучения и двойной исключительности чрезвычайно низок. Взаимопонимание и взаимодействие в интересах ребенка между врачами, педагогами, психологами и родителями часто отсутствуют.

Двойной дар

Синдром дефицита внимания и гиперактивности во многих случаях сочетается с одаренностью. Одаренных детей с проблемами здоровья (в том числе СДВГ и трудностями обучения) иногда называют детьми с «двойной исключительностью» (twice exceptional). В некоторых странах мира (в частности, в США) организация для детей с «двойной исключительностью» обучения, адекватного их особым потребностям, считается важной задачей системы образования. В России в области «двойной исключительности» существует ряд научных разработок, которые пока не нашли широкого практического применения. К сожалению, в рамках отечественной системы образования не предпринимается никаких действий, направленных на решение учебных проблем таких детей и полноценное развитие их способностей.

Двойная исключительность

Принято считать, что «талантливый человек талантлив во всем», одаренному ребенку все дается легко – дети отлично учатся и шагают через классы. Однако сочетание таланта и проблем, серьезно затрудняющих обучение, – вовсе не редкость. Более того, известно, что многим выдающимся людям с трудом давалось чтение, письмо или математика. Так, например, широко известно, что Альберт Эйнштейн к четырем годам не умел говорить и к семи – читать. Томасу Эдисону (который к 21 году получил 1093 патента на изобретения) в детстве учителя заявляли, что он тупой, а Уинстон Черчилль провалил экзамены за шестой класс. Создатель ракет Вернер фон Браун завалил алгебру в девятом. (http://www.twicegifted.net/faces.htm).

По косвенным признакам (свидетельства современников, письма, дневники, архивные документы) можно с разной степенью вероятности предположить, что у многих великих людей прошлого наблюдались те или иные признаки специфических учебных трудностей – чаще всего у них подозревают дислексию или СДВГ (вот, к примеру, список предполагаемых великих дислектиков: http://www.dslx.ru/article46.htm и список знаменитостей с предполагаемым СДВГ: http://www.adhdrelief.com/famous.html.

Легко заметить, что многие великие присутствуют в обоих списках). Так, к примеру, высказываются предположения, что дислексией страдали Эмиль Золя и Леонардо да Винчи, а гиперактивностью и дефицитом внимания — Лев Ландау и Исаак Ньютон.

Вряд ли корректно ставить посмертные диагнозы на основании косвенных признаков – однако и среди сегодняшних звезд немало таких, кому в детстве трудно давалась учеба (в том числе из-за СДВГ или специфических расстройств учебных навыков) – в их числе, например, Вупи Голдберг, Джим Керри, Робин Уильямс и другие.

Разобраться в том, что скрывается за неожиданным и неприятным поведением ребенка – неординарность или медицинские проблемы, или и то, и другое – нелегко. Талант часто помогает компенсировать урон, нанесенный дефицитом внимания или дислексией, а они, в свою очередь, не дают проявиться таланту в полной мере. И одаренность, и учебные трудности требуют особой помощи; ребенку, обладающему и тем, и другим, вдвойне тяжело в обычном классе.

О двойной исключительности речь может идти в тех случаях, когда у ребенка наблюдаются явные признаки выдающихся способностей, но вместе с тем наличествует серьезное расхождение между тем, как ребенок должен проявлять себя, исходя из уровня интеллекта и способностей, — и каковы его реальные достижения. Кроме того, присутствуют признаки проблем в обработке определенного вида информации, могут также иметься проблемы в общении со сверстниками и низкая самооценка.

Детям с учебными трудностями помогают хорошо структурированные коррекционные программы с небольшими заданиями. Однако одаренным детям такие программы могут казаться малоинтересными; по наблюдениям А. Бандура (1982) одаренные дети эффективнее всего работают над заданиями, которые они воспринимают как вызов. Кроме того, при обучении таких детей вся помощь часто сосредоточена на коррекции проблемы, а не на развитии таланта.

По самым скромным подсчетам американских исследователей, «двойной исключительностью», обладает 10-15% всех одаренных детей. Как правило, их особые образовательные потребности обусловлены наличием определенных заболеваний или таких расстройств, как СДВГ, проблемы сенсорной интеграции, обработки слуховой или зрительной информации, дислексия, пространственная дезориентация (данные Линды Силверман, Центр развития одаренности в Денвере, www.twicegifted.net).

СДВГ и одаренность

Ряд исследователей обращает внимание на сходство признаков, характеризующих одаренность и СДВГ. (выдержки из http://www.kidsource.com/kidsource/content/ADHD_and_Gifted.html)

 

 

Об обнаруженных ошибках Вы можете сообщить администратору

Copyright © 2010 Гимназия №1540