Менторство,
работа с одаренными учащимися
Одно из направлений использования
Интернет в образовании – поддержка и развитие одаренных детей. Что
понимается в настоящее время под одаренностью? Одаренность как
качественная характеристика учащегося означает проявление у ребенка
значительно более высоких, в сравнении со статистической нормой,
умственных и творческих возможностей (способностей). Эти особые
возможности не всегда проявляются в реальных достижениях, в оценках и
результатах учебной деятельности (здесь многое зависит от конкретных
условий среды и имеющихся психологических предпосылок у самого ребенка).
Показателем одаренности является особая направленность ребенка на
сложную умственную деятельность и наличие у него врожденных навыков
эффективной познавательной деятельности
[1].
Многие из этих детей уже в возрасте трех-пяти лет потрясают взрослых
своими замечательными способностями.
По оценкам экспертов, только 2-5% детей обладают особыми интеллектуальными и
творческими способностями, например, IQ (коэффициент интеллектуальности) у которых
равен 125 единиц
[2].
Особо одаренные дети развиваются по-разному, однако большинство их (не
менее 85%) опережают своих сверстников и потому их часто называют
«вундеркиндами» (чудо-детьми). Отмечается, впрочем, что часто этот дар
«пропадает» с годами. Действительно, лишь очень небольшая часть бывших
«вундеркиндов» реализуют свои способности в профессиональной
деятельности. В литературе приводятся печальная статистика относительно
состоявшихся в профессии одаренных детей, в лучшем случае их число не
превышает 2-3 %.
В настоящее время в мире
известно несколько десятков научных концепций одаренности, созданных в
русле самых разных теоретических направлений. Такое многообразие
концепций отражает сложность природы одаренности, невозможность
выработки общих эталонов и стратегий развития для всех ее проявлений.
Однако при всем различии точек зрения на качество и количество факторов,
определяющих реализацию потенциала одаренных детей, большинство
современных концепций объединяет понимание одаренности как целостного,
многогранного и развивающегося качества личности. Одаренность уже не
рассматривается как единая, раз и навсегда заданная характеристика
ребенка, предопределяющая его развитие (как IQ в начале XX века).
Большинство психологов включает в структуру одаренности как когнитивные
(интеллект, специальные способности, креативность), так и некогнитивные
личностные (мотивационные, эмоциональные, волевые) и социальные (условия
воспитания и обучения) факторы
[3].
В определение одаренных детей часто входит положение о необходимости
обеспечения для них специальных условий обучения, поскольку их высокие
познавательные возможности и потребности часто не находят ответа в
традиционной школе, ориентированной главным образом на возраст. В то же
самое время, опережающее развитие таких детей также может служить
источником их проблем в учении, когнитивном и личностном развитии,
общении, поведении.
Психологи считают, что
одаренным детям требуется более высокий уровень сложности и
интенсивности учения, большая глубина изучения материала, движение от
фактов к принципам, теориям и обобщениям, поиск нового, альтернативного,
отличающегося от общеизвестного
[4].
У одаренных детей и подростков отмечается целый ряд проблем - трудности
общения со сверстниками и взрослыми – учителями и родителями,
недостаточная саморегуляция (неумение управлять собой в трудных
ситуациях, преодолевать неудачи, работать в условиях монотонной и
скучной деятельности), трудности развития креативности и трудности
профессиональной профориентации из-за излишней широты интересов.
Одаренный человек –
это, прежде всего, одаренная личность. Для развития способности
одаренного ребенка реализовать свой дар, ему необходимо создать особые
условия, позволяющие ему учиться и развиваться. Здесь речь должна уже
идти не только о построении обучении на основе
личностно-ориентированного подхода, но о создании условий для
индивидуального, дифференцированного обучения, которое должно
осуществляться подготовленным педагогом, ментором, хорошо
разбирающемся в специфике обучения одаренных детей.
На сегодня разработаны и
активно используются различные стратегии обучения одаренных детей, на
основе которых и осуществляется разработка специальных учебных программ.
К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом
относят ускорение (ранее поступление в школу, ускорение в обычном
классе, «перепрыгивание» через класс, обучение в профильных классах,
обучение в частной школе и пр.) и обогащение (более быстрое
продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного
предмета, расширение изучаемой области знаний за счет получения
дополнительного материала к традиционным курсам).
В современной
практике организации очного обучения для одаренных детей выделяют три
основных направления: факультативные занятия с одаренными детьми по
более углубленной программе, предоставление им возможности ускоренного
прохождения школьной программы и создание классов (школ),
работающих по специально разработанным программам.
В России с 60-х годов существуют специализированные классы и школы,
куда отбираются дети на основе их склонностей и более высокого уровня
способностей. Обучение определенным предметам ведется по специально
разработанным программам. За рубежом существуют и другие формы
организации. Одна из них — выделение внутри одного класса групп с
разными уровнями умственной одаренности. Одаренные получают возможность
учиться в своем классе, но в
группе сверстников, близких им
по уровню способностей. Положительный,
но не столь заметный эффект дает еще одна форма организации — создание
групп с высоким уровнем интеллекта на основе нескольких классов. Очень
важную роль в привлечении внимания к проблемам одаренных детей и
распространению информации об одаренности играют разнообразные
ассоциации и объединения педагогов, психологов и родителей одаренных
детей.
Интерес к изучению
проблемы использования средств ИКТ в обучении и развитии одаренных детей
с каждым годом усиливается
[5].
Идет разработка методов обучения, ориентированных на одаренных детей,
методик выявления и оценки одаренности, а также выявления позитивных и
негативных последствий, которые оказывает информатизация на психическое
развитие одаренных детей.
Одним из очень интересных
факторов, создающих предпосылки для успешного обучения одаренных детей с
использованием средств ИКТ и Интернета включительно является то, что
таких детей характеризует высокая самостоятельность в процессе познания,
они широко используют "саморегуляционные стратегии" обучения и легко
переносят их на новые задачи. Эти дети могут учиться автономно, в том
числе и при поддержке опытного ментора. Также можно предположить, что
разработка специальных компьютерных обучающих программ, расширяющих
возможности реализации новых способов и форм самообучения и
саморазвития, а также компьютеризация контроля знаний будут
способствовать реализации принципа индивидуализации обучения,
столь необходимого для одаренных учащихся. В традиционных обучающих
программах приобретение знаний, навыков и умений, развитие когнитивных
процессов, как правило, оттесняет на второй план проблемы развития
креативности и коммуникативных способностей. Благодаря современным
средствам ИКТ сложились условия для индивидуализации обучения,
построения адекватной запросам
личности индивидуальной образовательной траектории, развития творческого
потенциала одаренного человека.
Однако к использованию
средств ИКТ для занятий с одаренными детьми нужно подходить
исключительно аккуратно, т.к. эти дети обладают весьма своеобразной, как
правило, очень ранимой, психикой и далеко не у всех у них наряду с
высоким уровнем интеллектуального развития присутствует такой же высокий
уровень развития психомоторных и коммуникативных способностей. Более
того, имеющиеся у ребенка дефекты в общении не только не будут
преодолеваться, а напротив, могут усугубиться. Одаренные дети входят в
"группу риска" и по отношению к таким негативным последствиям
информатизации, как "Интернет-зависимость", "игровая компьютерная
наркомания" и т.п.
В то же самое время, при
разумном и научно-обоснованном подходе к образованию и развитию
одаренных детей с использованием Интернета, можно ориентироваться на
следующие приоритетные направления, которые легко просматриваются при
анализе существующих на данный момент в Интернете ресурсов для одаренных
детей, родителей и педагогов, работающих с ними:
-
использование сети Интернет для распространения информации
о специфике обучения одаренных детей, методике, психологии и т.д.; выход
на различные целевые группы заинтересованных читателей; создание сетевых
сообществ пользователей Интернета, занимающихся одаренностью;
-
поиск и выявление одаренных детей, онлайновое
тестирование;
-
психологическая и методическая консультационная помощь
семьям, в которых одаренные дети получают домашнее воспитание;
-
дистанционное обучение одаренных детей, проведение
различных курсов, отдельных занятий, факультативов, исследовательских
проектов и программ;
-
дистанционная индивидуальная (менторская) поддержка
одаренных учащихся и т.д.
Приведем несколько
примеров. В Интернете существует довольно много сайтов, посвященных
одаренным детям. Русскоязычных ресурсов по этой теме пока значительно
меньше, чем англоязычных. Так, поисковая система
Google выдает около 35 000 ссылок на серверы, документы и статьи,
содержащие словосочетания «одаренные дети» на русском языке и более
1 750 000 на английском (gifted kids»).
Наибольшее количество сайтов,
посвященных различным аспектам образования одаренных, представлено в
США. Одиним из наиболее известных сайтов является «Education Week on the
Web». Он содержит много общих материалов, правительственные документы, а
также отражает общую картину образовательного потенциала каждого из
штатов. Другим, весьма популярным сервером, прямо специализирующимся на
проблемах одаренных детей, является сервер Council for Exceptional
Children (США), содержащий страницу с ресурсами сети - Gifted Resources
Home Page. Отсюда можно попасть к большинству информационных ресурсов,
прямо занимающихся проблемами одаренных детей. Здесь можно познакомиться
с летними мероприятиями, центрами, где ребенок может пройти
тестирование, найти библиографию по проблеме, а также связаться со
специалистами, если интересует что-то конкретное. Значительное место на
подобных тематических сайтах отводится работе с родителями одаренных
детей. Если говорить о литературе для занятий с одаренными детьми, то на
другом сервере (just-for-kids.com) располагается каталог книг, которые
прошли успешную апробацию и уже зарекомендовали себя в образовательных
программах для одаренных детей. Указывается возраст детей и те
способности, на развитие которых рассчитаны предлагаемые руководства,
игры, словари, головоломки, постеры, компьютерные игры и мультимедийные
методики.
По сети можно получить необходимую
информацию об учебных заведениях или записаться на дистанционные курсы и
менторские программы. Организаторы таких школ излагают на сайтах свои
программы, требования, критерии отбора (например, школа
Gibson School в Мичигане, США). Немало сайтов
и даже порталов создано в поддержку домашнего обучения одаренных детей
(см.
http://www.hoagiesgifted.org/home_school.htm,
http://www.ri.net/gifted_talented/parents.html и др.). Также в
Интернете действуют различные общественные ассоциации о работе с
одаренными детьми, например, Калифорнийская Ассоциация для одаренных
детей -
http://www.cagifted.org/.
Среди серверов, которые
рассчитаны на детей и могут послужить для них отправной точкой поиска
информации, можно назвать Kids Web -
A World Wide Web Digital Library for Kids (http://www.npac.syr.edu/textbook/kidsweb/
);
Наиболее популярные
международные серверы, посвященные проблемам одаренных детей:
http://www.edweek.org - Education Week on the Wed, общие материалы
по проблемам одаренных, подборка публикаций, полезные ссылки;
http://www.nfgcc.org - National Foundation for Gifted Children
(USA);
http://www.gifted.org - Gifted Child Society (USA.
Одно из направлений
работы с талантливыми учащимися в Интернете – создание сети
специализированных сайтов и порталов, рассказывающих о научных
исследованиях, методологии организации и проведения самостоятельного и
группового научного исследования. Один из таких порталов был создан
недавно при содействии корпорации Intel –
http://www.reseacher.ru.
Портал исследовательской деятельности учащихся разработан совместно
специалистами на базе Лицея № 1553 ("Лицей на Донской" г.Москвы). Он
создавался как информационный Интернет-портал нового поколения для
обеспечения исследовательской деятельности учащихся в условиях
современного развития общества. На страницах портала будет представлены
специализированная информация, которая предназначена как самим учащимся,
так и педагогам, работающим с ними: практика организации
исследовательской деятельности, методика, концепции и программы,
мероприятия и т.д.
Традиционно лучшие
заочные школы, созданные при ведущих вузах страны обеспечивают
значительное влияние на подготовку будущих научных кадров и формируют
исследовательский стиль мышления. Предоставление равных возможностей
одаренным детям получения предпрофильного и профильного образования
независимо от социальных условий может стать одной из важнейших
компонент как деятельности заочных школ в их новом виде и статусе, так и
развития системы образования России в целом. Лучшие учащиеся
физико-математических и химических заочных школ традиционно приглашаются
в летнюю школу для последующего поступления в Специализированный
учебно-научный центр Новосибирского государственного университета (НГУ),
а выпускники школ рекомендуются для поступления в вузы соответствующего
профиля. Яркий пример – организация профильного обучения на базе
специализированного учебно-научного центра НГУ
[6]
(http://study.eccon.ru/
- сайт Новосибирской компьютерной академии). Сайт специализированного
центра предназначен для поддержки профильного обучения и повышения
квалификации педагогических кадров без отрыва от производства (форма
заочной поддержки кружков и факультативов с использованием
Интернет-технологий). В сообщество пользователей сайта входят учащиеся
8-11 классов сельской общеобразовательной школы региона (вариант
обучения в заочной школе по системе «Коллективный ученик»), одаренные
дети (вариант индивидуального обучения в заочной школе), особо одаренные
дети (выявляемые через системы олимпиад, собеседований с профессионалами
базовых вузов, заочных школ и обучение в летних школах при вузах и
заочных школах), а также педагоги региона, повышающие квалификацию для
реализации профильного обучения с отрывом или без отрыва от
производства; специалисты вузов и заочных школ.
Менторство как форма работы с одаренными детьми
В нашей стране эта форма
известна мало. Индивидуальный руководитель,
наставник, заботящийся о развитии специальных способностей и об общем
культурном уровне незаурядного ребенка — явление довольно редкое. В
некоторых школах можно встретить научных работников,
студентов, которые проводят
дополнительные занятия или же ведут кружки. Спонтанно могут возникать
более тесные личные связи между наставником и учеником,
что чрезвычайно важно. Потребность в таких взаимоотношениях особенно
велика у ребенка с высоким интеллектом,
с необычными запросами, которые
трудно удовлетворить в условиях школьного обучения. Пока у нас при всех
переменах в системе образования,
эта форма работы не используется целенаправленно
[7].
В то же время в США уже сложилась определенная традиция руководства со
стороны опытного специалиста подающим большие надежды учеником. Эту
индивидуальную форму работы называют менторством. Менторство – это
специфические отношения, складывающиеся между психологом и одаренным
ребенком, с которым они занимаются
[8].
Их точнее всего можно определить как “менторство”, но не в специфически
русском смысле, носящим оттенок снисходительной насмешки, а в том
смысле, в каком его употреблял великий Гомер (Ментор - это наставник
Телемаха, его руководитель в мире опыта).
Менторство осуществляется в нескольких видах. Менторы могут привлекаться
периодически к работе с группой или отдельными особо одаренными
учениками, для того чтобы расширить их знания в определенной предметной
области, или же они могут систематически работать с малой группой или
одним учащимся над проектом на протяжении какого-то времени. Менторство
приводит «к учению с увлечением» и дает школьникам не только знания и
умения. Оно способствует формированию положительного «образа Я» и
адекватной самооценки, развитию
способностей к лидерству и умений социального взаимодействия,
помогает устанавливать длительные дружеские отношения со сверстниками и
благоприятствует творческим достижениям. Школьники учатся учитывать свои
не только сильные, но и слабые
стороны. Важнейшая особенность менторства,
отвечающая одной из важных потребностей одаренных детей,
— возможность преодолеть разрыв между классной комнатой и окружающим
миром, принять участие в
реальной жизни не дожидаясь окончания школы. В менторстве наиболее
естественным способом воплощаются стратегии ускорения и обогащения в
сочетании с возможностью учета индивидуальных особенностей ученика. К
плюсам менторства относится и то,
что это не дорогая форма работы,
ее можно сравнительно легко реализовать практически в любых условиях.
Все эти достоинства делают использование менторства весьма желательным.
[1]
Под ред. Лейтеса Н.С. «Психология одаренности детей и подростков» М.,AcademiA,1996.
[3]
Щебланова Е.И. Трудности в учении одаренных школьников./Вопросы психологиии.
№ 3. с. 132-145.
Источник: из книги "Интернет в образовании: Материалы
специализированного учебного курса. ИИТО М., 2006"
|