Инклюзивные школы: польза обществу

Государственный институт развития городских школ
Gwen meyer, Rhonda Griffiths and Nadia Sampson
Беседы с родителями - Carolyn Moore

   Существование обычных школ с установкой на инклюзию — самый эффективный способ борьбы с дискриминацией, формирования добрых отношений в школьных сообществах, построения общества, приемлемого для всех и обеспечения возможности всеобщего образования (Декларация Саламанки, 1994 г).

   В Американском государственном институте развития городских школ знают, что инклюзивные школы несут пользу обществу:

  • каждый ребенок имеет основополагающее право на образование, а предоставляемое обучение ведется на подходящем ему уровне;

  • каждый ребенок уникален по своим интересам, способностям, характеру и потребностям в обучении; 2 Летом 1994 г более 300 представителей 92 государственных и 25 международных организаций встретились в Саламанке (Испания), чтобы обсудить вопросы инклюзивного образования. Участники этой конференции, организованной правительством Испании при поддержке ЮНЕСКО, приняли Декларацию Саламанки о принципах, политике и действиях в сфере специального образования, а также Руководство к действию.

  • при разработке системы образования и реализации программ обучения учитывается широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;

  • дети с особыми учебными потребностями имеют доступ к обычным школам, которые приспособлены к их особенностям и ориентированы на нужды ребенка в выборе педагогических методов.

   Инклюзивные школы открыты для всех - для каждого ребенка и подростка. Инклюзивные школы приспосабливаются подо всех детей, вне зависимости от их психологических, умственных, социальных, эмоциональных, языковых или любых других особенностей. В них могут обучаться дети с инвалидностью и особыми дарованиями; дети, работающие и живущие на улицах; дети кочевых народов и народов, живущих в изолированных условиях: на крайнем севере или в гора;, дети, принадлежащие к языковому, этническому или культурному меньшинству; дети из необеспеченных регионов и ущемленных в правах социальных групп (Декларация Саламанки 1994 г)

   Мы должны «переделать школы, чтобы они стали более приспособленными ко всему многообразию особенностей детей» (Ferguson, 1995). Мы больше не можем утверждать, что инклюзия «работает» только для отдельных детей. Мы должны прилагать все усилия к тому, чтобы достичь желаемых результатов для всех детей и, в широком смысле, для всего общества. Martha Minow (1990) объясняет, почему никакой другой образ действий не может быть приемлем:

   Когда мы определяем одну вещь как отличную от других, мы делим наш мир. С помощью слов мы исключаем, разделяем и дискриминируем.... Классификации ведут к предвзятости, расизму, дискриминации по тем или иным признакам, антисемитизму, нетерпимости к отличиям.

  Для того, чтобы школы служили моделями более сплоченного сообщества, в системе инклюзивного образования должны использоваться методы, воспитывающие в детях уважение к многообразию в школьных сообществах, которые являются отражением общества в целом.

...Каждый ребенок, подросток и взрослый должен иметь возможность воспользоваться преимуществами, которые дает образование, предназначенное и предоставляемое для удовлетворения основных потребностей в обучении и включающее как базовые учебные навыки (чтение, письмо, счет), так и основные составляющие (знания, умения, систему ценностей и взглядов), необходимые человеку для выживания, развития своих способностей, достойного существования и работы, полноценного участия в общественной деятельности, улучшения качества жизни, принятия осознанных решений и продолжения обучения. (Декларация Саламанки, 1994 г)

Сообщества несут пользу школам

Инклюзивные школы не возникают сами по себе. Создание и поддержка такой школы требует приверженности поставленной цели и совместной работы многих. Ценность участия общества в работе школы не подвергается сомнению. Инклюзивные школы зависят от содействия и доброго отношения членов общества, которые участвуют в принятии решений и оказании помощи ученикам. Поэтому инклюзия - это не просто «образ действия или выбор учреждения. Суть ее заключается в причастности к обществу - группе друзей, соседей, школьному сообществу»

Инклюзивные школы ценят разницу между людьми. Такай подход помогает преодолеть недостаточное знание и отсутствие опыта при взаимодействии с непохожими людьми. Люди начинают видеть ценность различий

. Точно так же, как сообщества вносят свой вклад в жизнь школ, так и школы влияют на них.

   Что мы подразумеваем под словом «сообщество»? Является ли оно просто «группой людей, живущих в одной местности»? Или это «группа людей, объединенная характерными признаками и интересами, живущая вместе как часть общества в целом»? Или это «общество в целом»? Или «отдельные граждане и народы, объединенные общей политикой или имеющие общую историю или общие социальные, экономические и политические интересы (например, международное сообщество)»? Как насчет «совместного пользования, участия и чувства товарищества»? Словарь "American Heritage Dictionary" (1993) предлагает все эти определения. Взятые вместе, они начинают отражать идею инклюзивного сообщества - в школах, в поселках, городах и районах, в стране, в мире.

Инклюзия несет пользу школьным сообществам

   Школьные сообщества включают в себя всех учеников, учителей, родителей и других членов семьи, администрацию, персонал и всех тех, кто сотрудничает, содействует и каким-либо образом способствует пониманию и выполнению задач, стоящих перед школой. Существующее многообразие внутри школьного сообщества отражает ситуацию в обществе и в мире в целом. Каждый новый день дает каждому члену школьного сообщества возможность улучшить понимание сложных вопросов, связанных с этим многообразием, к которому он причастен. Эти школы действуют, исходя из

Инклюзивные школы создают идеальные условия для того, что бы члены школьного сообщества не только лучше понимали эти вопросы, но и приобщались к новой системе ценностей и взглядов для лучшего взаимодействия с окружающими, независимо от того, отличаются они или похожи. Инклюзивные школы полезны школьным сообществам по множеству причин:

  • Инклюзивные школы помогают бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучают детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить.

Эти школы действуют, исходя из убеждения, что разница между людьми - это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть приспособлен к нуждам ребенка, а не ребенок подстроен под исходное определение, каким должен быть темп и характеристик обучения (декларация Саламанки, 1994 г.

  • Инклюзивные школы поощряют достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь. В инклюзивных школах дети могут получать такую поддержку. Акцент на оказание помощи вызывает смещение фокуса с восприятия особенностей или инвалидности ребенка как ограничений на то, как нужно изменить среду, чтобы она не ограничивала и не стесняла обучение. Концентрация на поддержке в обучении будет способствовать развитию школами широкого спектра вспомогательных услуг, вместо помещения ребенка в учреждение особого образования. Развитие поддержки в обучении показывает членам школьного сообщества, что сложности в обучении заключены не в детях, и не дети требуют «исправления», а подходы к обучению.

  • Инклюзивные школы предоставляют возможность обучения в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного отношения. Дети и взрослые, учащиеся и педагоги, получают пользу от доброжелательной и благоприятной обстановки, в которой ценятся межличностные отношения и ощущение совместной работы ради общего блага.

  • Инклюзивные школы расширяют профессиональные знания педагогов. Такое образование требует новых и более гибких способов преподавания, разработки учебных программ, которые бы были максимально эффективны для всех учащихся. Накопление профессионального опыта, который дает работа в этих школах, поощряет непрерывное совершенствование специалистов.

  • Практика инклюзии, используя индивидуальный подход и учебные планы, приносящие пользу каждому учащемуся, помогает устранить клеймо неполноценности, являющееся результатом отделения и изоляции.

  • Инклюзивные школы дают возможность всем членам школьного коллектива вложить свои неповторимые таланты в общую деятельность, в процессе которой каждый может успешно учиться, сотрудничать и чувствовать себя причастным.

Индивидуальный подход к особенностям ребенка может помочь избежать пустой траты сил и средств и крушения надежд, которые слишком часто бывают последствием плохого преподавания и привычки «ровнять всех под одну гребенку» в обучении (Декларация Саламанки, 1994 г).

  • Инклюзивные школы используют ориентированные на нужды ребенка педагогические методы, которые идут на благо всем детям и, как следствие, всему обществу. Опыт показывает, что индивидуальный подход к ребенку уменьшает число второгодников и учеников, бросивших школу - неизбежность многих систем образования, - одновременно обеспечивая более высокие средние показатели.

Инклюзивные школы несут пользу местным, региональным и общегосударственным сообществам

   Мы сказали, что инклюзивные школы полагаются на сотрудничество с обществом для достижения успешного обучения всех детей. Это взаимосвязь двусторонняя. Школа и общество тесно связаны друг с другом. Таким образом, все общины, в том числе определяемые границами поселка, города, штата и страны получают пользу от работы инклюзивных школ:

  • Инклюзивные школы порождают сообщества, ориентированные на нужды людей, в которых уважаются различия и человеческое достоинство. Каждый, кто знакомится с инклюзией в школе, имеет возможность узнавать и доносить до других ее принципы, делая их нормой и проводя в жизнь убеждение в необходимости работать над тем, чтобы понимать и уважать различия и находить основы для сотрудничества.

  • Инклюзивные школы способствуют достижению социальной справедливости на местном и государственном уровне, демонстрируя и проводя в жизнь убеждение, что все дети имеют право участвовать в жизни школы и развивать свой потенциал через равный доступ к образованию и другим службам, независимо от своих способностей и потребностей.

Школы - основа того, как действует общество. Дети проводят большую часть времени в школах, познавая то, как относиться к другим. Если дети обучаются в инклюзивной школе, то при вхождении в общество они будут больше знать и ценить разницу между людьми. Это будет иметь прямое влияние и на родителей и семьи этих школьников. (Из беседы с одним из родителей) целом граждан.

  • Инклюзивные школы воспитывают более образованных и лучше подготовленных к совместной деятельности и служению своим сообществам и всему обществу в целом граждан. Они займут свое место в обществе, где большее число компаний и организаций

...стремятся принимать на работу больше людей с разным видением жизни. Разница мироощущений сотрудников позволяет находить новые способы решения задач и делает возможными разные подходы к работе. Конечным результатом станет более продуктивное и творческое производство. Эти компании и организации должны иметь четко сформулированные, понятные и способные вовлечь всех задачи, а их руководство и система управления должны применять и поощрять инклюзивный подход (Inclusion Press International).

  • Инклюзивные школы растят людей, которые уважают многообразие, ценят различия и принимают способности и возможности каждого. Сегодняшние дети завтра станут работодателями, работниками, врачами, учителями, политиками. Дети, обучающиеся с непохожими на них сверстниками, будут ожидать разнообразия в обществе и станут использовать его для общей пользы.

Дети и родители составляют сообщества, так что все, что случается в школах, переходит в общество. (Из беседы с родителем)

  • Инклюзивные школы ценят и обеспечивают равенство и равные возможности, вовлекая и уча общество следующему:

... члены общества... ищут способы развивать дарования и способности друг друга ради справедливости. Они поддерживают и часто терпят слабости друг друга, учась прощать, мириться и осуществлять общую цель (Inclusion Press International).

  • Инклюзивные школы строят связи и отношения между разными общественными группами. Из таких союзов рождается дружба и отношения, отличающиеся уважением и заботой. Эта совместность, участие и дружба создает ощущение единства, ощущение «нас», и восприятие группы как общности.

  • Инклюзивные школы предоставляют множество способов поддержки семей и членов общества. Они оказывают разные виды необходимой помощи, от занятий по вопросам воспитания до связей с медицинскими, психологическими и социальными службами.

Инклюзивные школы несут пользу мировому сообществу

Ни одна культура не может жить в изоляции.
Махатма Ганди

   Благодаря таким технологиям как Интернет и электронная почта, связи между постоянно растущим числом людей из разных стран развиваются быстрее, чем когда-либо. Имея под рукой весь мир, даже те, кто не любит путешествовать, могут побывать буквально в любой точке земного шара. И все же, эти связи не исключают возможности изоляции:

Определение критериев для градации людей ведет к отделению и изоляции также тех, кто определяет эти критерии, при этом такая градация может лишить человечество тех, которые кажутся другими. (Minow, 1990).

   Сегодняшние дети завтра станут президентами, королями, премьер-министрами и законодателями. Они станут учеными, преподавателями университетов и участниками конференций, таких, как та, что состоялась в Саламанке. Они унаследуют систему, создаваемую сейчас нашими трудами, и напишут правила и законы для будущих

Инклюзивные школы полезны мировому сообществу, потому что их выпускники наилучшим образом подготовлены для решения будущих глобальных задач. В свете недавних террористических актов в США становится очевидным, что граждане нашего мира должны быть способны на диалог с народами и культурами, отличающимися от них самих. Инклюзивные школы вносят свой вклад в благосостояние мирового сообщества, создавая условия для сосуществования разных культур, которые гарантируют, что будущие

Инклюзивные школы - это учебные лаборатории, выясняющие, как можно создать инклюзивные сообщества. Люди, для которых разнообразие является естественной средой, тогд спросили бы: «Почему здесь нет инвалидов?» Одноклассники учеников с ограниченными физическими возможностями, привыкшие видеть, что они участвуют в школьных мероприятиях, удивлялись бы - где же инвалиды в их обществе? (Из беседы с родителем) поколений. Им придется завершать войны и международные споры, начатые до их времени.

поколения будут жить в более безопасном, здоровом, благополучном и экологически защищенном мире, что приведет к общественному, экономическому и культурному прогрессу, терпимости и международному сотрудничеству.

Будущее не предначертано, но определяется нашими ценностями, мыслями и действиями (Декларация Саламанки, 1994 г).

   Образование - это основа, на которой отдельные личности и государства строят свое будущее. Эта работа требует от каждого из нас открыть в себе и внести свои таланты в создание мира, в котором ценится социальная справедливость для всех людей, через обучение друг друга и заботу о здоровье, благосостоянии и возможностях развития друг друга.

[Правительства должны] предоставлять законодательные, стратегические и бюджетные преимущества для улучшения своих систем образования, чтобы они могли удовлетворить потребности всех детей, вне зависимости от их индивидуальных особенностей или затруднений, и принять как закон или стратегию принцип инклюзии в образовании (Декларация Саламанки, 1994г).

   Каждый из нас обязан уважать и поддерживать обучение других, чтобы достичь большей социальной справедливости, быть терпимым к общественным, политическим и религиозным системам, отличающимся от наших собственных. Каждый из нас должен следить за тем, чтобы общечеловеческие ценности и права были защищены. Каждый из нас должен работать над достижением мира и согласия во взаимозависимом мире.

К статьям

 

 

Об обнаруженных ошибках Вы можете сообщить администратору

Copyright © 2010 Гимназия №1540