Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Как психологически подготовиться к ЕГЭ

Чтобы благополучно сдать экзамены, можно уже сейчас готовиться к ним психологически. Успех любого испытания зависит не только от реальных знаний (наша школа дает их в необходимом объеме), но и от умения человека добиваться высоких результатов. От чего же это зависит?

Прежде всего, от самооценки. Самооценка — это оценка себя относительно других людей. Она базируется на чувстве собственной значимости (важности) и влияют на нее следующие компоненты.

Первый компонент — как меня оценивают другие. Здесь важно разобраться между понятиями: реальной оценки и субъективной. То есть, правда ли, что другие меня оценивают так, как я думаю? Для того чтобы это узнать, можно нарисовать два портрета себя. 1 — «Я глазами других людей», 2 — «Я реальный». Стоит внимательно посмотреть на разницу между этими портретами.

Можно попросить приятеля и родственников нарисовать Ваш портрет. Сравните эти портреты — у Вас появиться много новой информации о себе.

Второй компонент — как я сам оцениваю себя. В этом случае Вам тоже помогут два портрета. Один у Вас уже нарисован — «Я реальный», второй портрет — «Я идеальный». Тоже вглядитесь в разницу.

Тому, кто окажется удручен низкой самооценкой, не стоит пугаться — низкая самооценка — это норма в юном возрасте, и её можно повысить нехитрыми упражнениями.

Например, таким:

напишите пять ваших достижений, за которые Вы себя хвалите и которыми Вы бы хотели похвастаться за последний год. 

  1. -----за последние полгода (не повторять с предыдущими)
  2. -----за последний месяц
  3. -----за последнюю неделю
  4. -----за последний день 

Почувствуйте, как нарастает сложность задания. Это хорошая тренировка замечать и гордиться не только грандиозными успехами, но и самыми маленькими, каждодневными достижениями, из которых складывается успех.

Второе слагаемое на пути к успешной работе — умение распределять время. Важно помнить, о том, что человеческие ресурсы не безграничны, и, чтобы хорошо работать, надо уметь отдыхать. Ответьте себе на следующие вопросы: 

  1. Сколько времени мне нужно спать, чтобы чувствовать себя нормально?
  2. Что для меня является отдыхом (как мне лучше отдыхать в каникулы, в выходные дни, в течение дня)? То есть определить свои «ресурсные» состояния.
  3. Как я распределяю энергию — физическую, интеллектуальную, эмоциональную? 

Другими словами, от чего я больше устаю и когда восстанавливаюсь? Например, насколько утомительна для вас дорога к месту вашей учебы, на какие предметы больше затрачивается сил, общение с какими людьми отнимает силы, а с какими добавляет их.

Осознание всего этого требует времени определенного напряжения, зато потом это помогает в распределении Ваших энергетических затрат.

Третье слагаемое тесно связано с первым и вторыми — это борьба со стресс-факторами. Стресс — это способ реагирования на изменения условий окружения. Для нормальной работы необходимо научиться адаптироваться к изменениям и требованиям жизненных обстоятельств. Это связано как с физическим, так и с эмоциональным благополучием. При остром стрессе человек хуже ориентируется в окружающей действительности, он тревожен, его переполняет страх, снижаются его способности концентрировать внимание, запоминать, думать. При хроническом стрессе, когда человек живет долго в постоянном напряжении, переутомляется без возможности восстановиться, он более подвержен различным заболеваниям, мыслительные способности его также снижаются.

В период экзаменов, как правило, человек, испытывает волнение. Это нормальное состояние, которое помогает мобилизоваться в ответственный момент. Если Вы волнуетесь слишком сильно или поняли, что Вам особенно трудно находиться в стрессовой ситуации, сделайте несколько дыхательных упражнений. Долгий вдох через нос и выдох через рот, выдох в два раза длиннее вдоха. Научитесь расслаблять тело, тренируясь каждый день по несколько минут. Вы почувствуете, как тревога постепенно уходит, и сознание становится ясным. Научитесь доставлять себе в течение дня маленькие удовольствия: побалуйте себя чем-нибудь вкусным. Сделайте новую прическу, поговорите с приятным для Вас человеком.

Накануне экзамена. Составьте план — сколько надо пройти материала каждый день и строго придерживайтесь своего плана. Работайте с перерывами, не допускайте переутомления. В перерывах или больше двигайтесь (прогуляйтесь, потанцуйте, делайте физические упражнения, пойте), или попробуйте расслабиться (дыхательные упражнения, медитация, релаксирующие упражнения, кратковременный сон). Не нагружайте глаза и позвоночник — они Вам ещё пригодятся!

Накануне экзамена необходимо выспаться. Приготовить одежду — деловую и удобную, в которой Вы сами себе нравитесь, и которая впишется в официальное мероприятие. Подумайте, как придать самому себе вид уверенного человека, обычно это дает поддержку и помогает справиться со стрессом. Настройте себя на то, что Вы справитесь с испытанием. В этот день Вы не одиноки, вместе с Вами тысячи Ваших сограждан. Кроме того, полезно помнить, что за Вас волнуются Ваши близкие, они желают Вам удачи и большую часть тревоги берут на себя.

В день экзамена.

Перед экзаменом не советуют объедаться. Старайтесь выйти немного пораньше из дома, чтобы не волноваться из-за возможного опоздания. Перед тем, как войти в кабинет не общайтесь с людьми, которые сильно перевозбуждены, отойдите в сторону, настройтесь быть сосредоточенным, сделайте дыхательные упражнения.

В кабинете, где будет проходить экзамен осмотритесь, «познакомьтесь» со своим рабочем местом, в знакомой обстановке тревога снижается. После того, как Вам раздадут задания, посмотрите на те уровни заданий, на решение которых Вы претендуете. Не тревожьтесь, если не все задания Вам сразу понятны, по мере того как Вы начнете выполнять их, начиная с более легких, врабатываемость повышается, и сложные задания становятся понятными. Если в какой-то момент Вы почувствовали, что Вам стало трудно сосредоточится, тоже пугаться не стоит, у некоторых людей в работе бывает спад, за которым следует восстановление. В такой ситуации Вам опять пригодятся те самые дыхательные упражнения: глубокий вдох через нос, затем медленный выдох.

После того как Вы все написали, не торопитесь сдавать работу. «Свежие мысли приходят в голову сразу после того, как заклеен конверт». Отложите работу -«заклейте конверт», посмотрите в окно или на свои руки, через минуту — «получите» свою работу и заново просмотрите её.

Даже если Вы сдали экзамен не так, как Вы рассчитывали, реагируйте на это правильно. Может быть ужасно обидно и Вы почувствуете себя несчастным — дайте этим чувствам возможность быть пережитыми — переживайте их. И помните, что эту ситуацию можно поправить, она не фатальна, она пройдет и в жизни у Вас будет достаточно побед.